Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история Камбоджи (суперэтноса кхмеры),

    факты без комментария.

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

    Предыстория.

    (1 -6 в. века н.э.)

     

    Предыстория  суперэтноса  кхмеры.

  • Предыстория. Пророки.
  • Древняя статуя Будды.Бирма (Мьянма). Район озера Инле. (Фото Лимарева В.Н.)

  • Юго-восточная Азия: 6 в до н.э - 6 в н.э. (Карта)
  • Европа, Азия, Северо-Восточная Африка в 5 веке.
  • Индо-Китай до 5 в. н.э.(карта)
  • Индонезия в начале нашей эры.(карта)
  • 1.

    Как считают исследователи кхмерской цивилизации, началом колонизации долины реки Меконг в её нижнем течении и побережья Сиамского залива индийцами, послужило стремление императора Магадхи буддиста  Ашоки (годы правления 268 г до н.э. – 236 г до н.э.) распространить буддизм в мире. Ашоки после первого буддийского собора (третьего по буддийским источникам) направил миссионеров на Цейлон, в  Бирму (королевство Сухарнабхуми) и в дельту Меконга.

    Да,  действительно, активность  освоения  индийцами Юго-Восточной Азии возросла после принятие императором Ашоком буддизма в качестве государственной религии.

    (У историков есть сомнения, что царь Ашока сделал буддизм государственной религией. Ашока проявлял веротерпимость, покровительствовал буддистам, буддийские секты были уравнены с другими индусскими сектами).

    Но все-таки основной причиной колонизации индийцами стран расположенных к востоку от Индии был не буддизм, а  рост населения в Индии и развитие торговли.

     

    2.

     

    Две развивающиеся цивилизации китайская и индийская распространяли свое влияние во вне. Китайцы при своем продвижении на юг и юго–восток включили в сферу своего влияния северную часть современного Вьетнама.  Индийцы распространили свое влияние не только на территорию Бирмы, Малайзии, современного Таиланда, Лаоса и Камбоджи, но и включили в ореол своего влияния Южный Вьетнам. Разделял две цивилизации Вьетнамский хребет Хоангльеншон (главный горный хребет).

    Андре Миго в своей книге «Кхмеры пишет:

    «Вьетнамский хребет разделяет два неодинаковых по своим размерам района, совершенно различных по населению, языку, культуре, религии. Это, по существу, два мира, которые условно можно назвать индийским и китайским. Если Вьетнам принадлежит к китайскому миру, то страна кхмеров к индийскому.  В течение многих веков эта страна (Камбоджа) была лучшим образом того, что обычно называют Внешней Индией ».

     Эмигранты из Индии  создали на территории современного Вьетнама и Камбоджи два государственных объединения.

    1. Государство Тьямпа - в  Южном Вьетнаме со столицей Индрапура (современный г. Хюэ  в центральном Вьетнаме),  первое письменное упоминание  2 век н.э.
    2. Государство Фунань со столицей Вьяхапура (южней  современного Пномпеня у города Прейвенг), сформировавшиеся  к 1 веку н.э.

     

    3.

     

    Государство Фухань, занимавшее южные районы  современной Камбоджи,  в 2-4 веках, распространило свое влияние на Лаос территорию современного Таиланда и даже Бирму.

    У власти в государстве были выходцы из Индии.

     Согласно сохранившейся легенде: брахман Каундинья, основавший первую царскую династию в Фухане,  взял в жены красавицу Лю-е, которая была из местных жителей.

    Как известно, что индусы из касты брахманов и кшатриев не могли брать себе в жены женщин из низших каст, но вдали от Индии эти законы нарушались.

    В Фухане индусы из высших каст легко шли на браки с местным населением, что привело к утрате кастовых различий и ассимиляции индусов. Более того, в брахманские общины различными окольными путями проникла местная знать, что в будущем привело разрушению деления на касты.

    Фухань не только поддерживала тесные связи с Индией, но и установил дипломатические отношения с Китаем.

    Господствующей религией в Фунане был буддизм хинаяны (малой колесницы).

    В период, когда в Индии после развала Кушанской империя наступил период дробления на множество мелких княжеств, связь Фухани с Индией не прекратилась, но ослабла.

     

    4.

     

    В конце 4  - начале  5 веке, в связи с возникновением  в Индии империи Гуптов, наступил новый период в истории Фухани, так как   короли гуптов стремились порвать с буддистскими традициями прежних правителей Индии. Новые же веянья в Центральной Индии  оказывали влияние на все индийское суперэтническое пространство.

    Во времена империя Гуптов  получила развитие торговля,  и связи Фухани с Индией вновь стали тесными.

    Волну новых переселенцев в Фухань из Индии  можно связать не только с тем, что в империи Гуптов отношение к буддистам изменилось, но и с противоречиями между различными индуистскими сектами в Индии.

    Во времена гуптов господствующей религией в Индии становится индуизм, который включал в себя две противоборствующие ветви вишнуизм и шиваизм. Шиваисты и вишнуисты не только боролись буддистами, но и между собой.

    Переселенцы из Индии индуисты, исповедавшие  индуизма шиваитского толка,  прибыли в   Фухань и захватили там власть.

    Шива. (Таиланд. Краби. Фото Лимарева Олега.)

    Легенда гласит, что в Индии брахману из рода Каундинья, история его имени не сохранила, божественный голос сказал: «Иди в Фухань, и правь там». Он прибыл в Фухань, и захватил там власть. Приемником брахмана стал Каундинья Джаяварман правивший до 514 года.

    Шиваизм  в Фунань в 5 веке  стал господствующей религией.

    В Фухане стали поклоняться богу Махешвара – одно из имен бога Шивы.

    Правители для общения с Богом Махешвара поднимались на гору Мотан, которая считалась центром королевства.

    5.

     

    В шестом веке в среднем бассейне реки Меконг (северо-восток Камбоджи, юг-восток Лаоса) образовалось королевство Ченлы, ставшее вассалом могущественной Фухани.

     К середине 6 века государство Фунань ослабело. Одной причин его упадка стало изменение климата в юной части Камбоджи: обильные дожди привели к превращению плодородных земель в болота и жители были вынуждены переселяться в более высокие места  на север современной Камбоджи и в Ченлу.

    В Челне был распространен культ Харихары соединивший в себе образы Шивы и Вишну с отличительными признаками каждого из них. Так же был распространен в Челне буддизм, но влияние буддистов на власть была ограничена.

     

    6.

     

    Касательно индуизированного государства Тьямпа (Чампа), то в третьем веке оно подверглась регулярным нападениям со стороны китайцев. Благодаря китайцам к власти пришла новая династия, ориентированная на Китай. Индийское влияние в регионе стало уменьшаться. Тьямпа оказалось в ореоле  китайского суперэтнического пространства.

     

    7.

     

    Вид на древние пагоды Банага (Пагана) (Фото Лимарева Сергея)

    В ореоле суперэтнического пространства индийской цивилизации после утраты Тьямпы, кроме Камбоджи и Лаоса, оставались территории принадлежащие ныне современной  Бирме, Таиланду, Малайзии и Индонезии.

    На этих территория индийцами так же были основаны колонии, которые стали ядром государственных образований.

    В Бирме (Мьянме) существовало  государство Паган (Баган), созданное индийскими колониалистами, покорившими местные племена  монов, которые  издревле занимались земледелием.

    Существуют упоминания о моно-кхмерском государстве Дваравати, созданном  переселенцами из Индии, созданном в дельте реки Меном (район современного города Бангкок).

    В Малайзии в начале новой эры так же существовали   индийские города-государства.

    Но эти государственные образования не оказали существенного влияния на образования суперэтнической системы Камбоджа.

    Касательно Индонезии, то индийская иммиграция в этот район продолжалась непрерывно в начале нашей эры. В 1-3 века складываются индонезированные государства на Суматре, Яве и других островах индонезийского архипелага. Наиболее значительным из этих государственных образований было государство Тарума  существовавшее в северо-западных островах Явы и государство Ганьтоли на Саматре.

    К седьмому веку на Яве наиболее сильным государством становится княжества Матарам на Яве и Шривиджайя на Суматре. В эти княжества государственной религией был буддизм. Княжества  в конце шестого начале седьмого века были лидерами не только в Индонезии, но во всей Юго-Восточной Азии.

    Древняя статуэтка индийского бога Ганеша. (Индонезия. Бали. Фото Лимарева Сергея)

  • главная