Лимарев В.Н.
Краткая
история Камбоджи (суперэтноса кхмеры),
факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Предыстория.
(1 -6 в. века н.э.)
Предыстория суперэтноса кхмеры.
1.
Как считают исследователи кхмерской цивилизации, началом колонизации долины реки Меконг в её нижнем течении и побережья Сиамского залива индийцами, послужило стремление императора Магадхи буддиста Ашоки (годы правления 268 г до н.э. – 236 г до н.э.) распространить буддизм в мире. Ашоки после первого буддийского собора (третьего по буддийским источникам) направил миссионеров на Цейлон, в Бирму (королевство Сухарнабхуми) и в дельту Меконга.
Да, действительно, активность освоения индийцами Юго-Восточной Азии возросла после принятие императором Ашоком буддизма в качестве государственной религии.
(У историков есть сомнения, что царь Ашока сделал буддизм государственной религией. Ашока проявлял веротерпимость, покровительствовал буддистам, буддийские секты были уравнены с другими индусскими сектами).
Но все-таки основной причиной колонизации индийцами стран расположенных к востоку от Индии был не буддизм, а рост населения в Индии и развитие торговли.
2.
Две развивающиеся цивилизации китайская и индийская распространяли свое влияние во вне. Китайцы при своем продвижении на юг и юго–восток включили в сферу своего влияния северную часть современного Вьетнама. Индийцы распространили свое влияние не только на территорию Бирмы, Малайзии, современного Таиланда, Лаоса и Камбоджи, но и включили в ореол своего влияния Южный Вьетнам. Разделял две цивилизации Вьетнамский хребет Хоангльеншон (главный горный хребет).
Андре Миго в своей книге «Кхмеры пишет:
«Вьетнамский хребет разделяет два неодинаковых по своим размерам района, совершенно различных по населению, языку, культуре, религии. Это, по существу, два мира, которые условно можно назвать индийским и китайским. Если Вьетнам принадлежит к китайскому миру, то страна кхмеров к индийскому. В течение многих веков эта страна (Камбоджа) была лучшим образом того, что обычно называют Внешней Индией ».
Эмигранты из Индии создали на территории современного Вьетнама и Камбоджи два государственных объединения.
3.
Государство Фухань, занимавшее южные районы современной Камбоджи, в 2-4 веках, распространило свое влияние на Лаос территорию современного Таиланда и даже Бирму.
У власти в государстве были выходцы из Индии.
Согласно сохранившейся легенде: брахман Каундинья, основавший первую царскую династию в Фухане, взял в жены красавицу Лю-е, которая была из местных жителей.
Как известно, что индусы из касты брахманов и кшатриев не могли брать себе в жены женщин из низших каст, но вдали от Индии эти законы нарушались.
В Фухане индусы из высших каст легко шли на браки с местным населением, что привело к утрате кастовых различий и ассимиляции индусов. Более того, в брахманские общины различными окольными путями проникла местная знать, что в будущем привело разрушению деления на касты.
Фухань не только поддерживала тесные связи с Индией, но и установил дипломатические отношения с Китаем.
Господствующей религией в Фунане был буддизм хинаяны (малой колесницы).
В период, когда в Индии после развала Кушанской империя наступил период дробления на множество мелких княжеств, связь Фухани с Индией не прекратилась, но ослабла.
4.
В конце 4 - начале 5 веке, в связи с возникновением в Индии империи Гуптов, наступил новый период в истории Фухани, так как короли гуптов стремились порвать с буддистскими традициями прежних правителей Индии. Новые же веянья в Центральной Индии оказывали влияние на все индийское суперэтническое пространство.
Во времена империя Гуптов получила развитие торговля, и связи Фухани с Индией вновь стали тесными.
Волну новых переселенцев в Фухань из Индии можно связать не только с тем, что в империи Гуптов отношение к буддистам изменилось, но и с противоречиями между различными индуистскими сектами в Индии.
Во времена гуптов господствующей религией в Индии становится индуизм, который включал в себя две противоборствующие ветви вишнуизм и шиваизм. Шиваисты и вишнуисты не только боролись буддистами, но и между собой.
Переселенцы из Индии индуисты, исповедавшие индуизма шиваитского толка, прибыли в Фухань и захватили там власть.
Легенда гласит, что в Индии брахману из рода Каундинья, история его имени не сохранила, божественный голос сказал: «Иди в Фухань, и правь там». Он прибыл в Фухань, и захватил там власть. Приемником брахмана стал Каундинья Джаяварман правивший до 514 года.
Шиваизм в Фунань в 5 веке стал господствующей религией.
В Фухане стали поклоняться богу Махешвара – одно из имен бога Шивы.
Правители для общения с Богом Махешвара поднимались на гору Мотан, которая считалась центром королевства.
5.
В шестом веке в среднем бассейне реки Меконг (северо-восток Камбоджи, юг-восток Лаоса) образовалось королевство Ченлы, ставшее вассалом могущественной Фухани.
К середине 6 века государство Фунань ослабело. Одной причин его упадка стало изменение климата в юной части Камбоджи: обильные дожди привели к превращению плодородных земель в болота и жители были вынуждены переселяться в более высокие места на север современной Камбоджи и в Ченлу.
В Челне был распространен культ Харихары соединивший в себе образы Шивы и Вишну с отличительными признаками каждого из них. Так же был распространен в Челне буддизм, но влияние буддистов на власть была ограничена.
6.
Касательно индуизированного государства Тьямпа (Чампа), то в третьем веке оно подверглась регулярным нападениям со стороны китайцев. Благодаря китайцам к власти пришла новая династия, ориентированная на Китай. Индийское влияние в регионе стало уменьшаться. Тьямпа оказалось в ореоле китайского суперэтнического пространства.
7.
В ореоле суперэтнического пространства индийской цивилизации после утраты Тьямпы, кроме Камбоджи и Лаоса, оставались территории принадлежащие ныне современной Бирме, Таиланду, Малайзии и Индонезии.
На этих территория индийцами так же были основаны колонии, которые стали ядром государственных образований.
В Бирме (Мьянме) существовало государство Паган (Баган), созданное индийскими колониалистами, покорившими местные племена монов, которые издревле занимались земледелием.
Существуют упоминания о моно-кхмерском государстве Дваравати, созданном переселенцами из Индии, созданном в дельте реки Меном (район современного города Бангкок).
В Малайзии в начале новой эры так же существовали индийские города-государства.
Но эти государственные образования не оказали существенного влияния на образования суперэтнической системы Камбоджа.
Касательно Индонезии, то индийская иммиграция в этот район продолжалась непрерывно в начале нашей эры. В 1-3 века складываются индонезированные государства на Суматре, Яве и других островах индонезийского архипелага. Наиболее значительным из этих государственных образований было государство Тарума существовавшее в северо-западных островах Явы и государство Ганьтоли на Саматре.
К седьмому веку на Яве наиболее сильным государством становится княжества Матарам на Яве и Шривиджайя на Суматре. В эти княжества государственной религией был буддизм. Княжества в конце шестого начале седьмого века были лидерами не только в Индонезии, но во всей Юго-Восточной Азии.
главная