Шанкара Лимарев В.Н.

 

Шанкара - автор учения  адвайта (о духовной сущности человека).

 

  • Религии мира.
    1. Шанкара.

     

    Индийский философ.  Шанкарачарья (учитель Шанкара) живший в 788-812  гг н. э. является классиком направления адвайта в философии.

    Брахман родом из Кералы, рано принял монашество и вел строгий монашеский образ жизни. Он обошел всю Индию, проводя время в философских диспутах. Учредил четыре шиваитских монастыря и образовал 10 монашеских ордена школы «Веданта».

    Философская школа веданта уделяет основное внимание Брахману и его взаимоотношениям с вещественным миром и людьми.

    Его главные работы: "Комментарий на Брахмы-сутры", поэма «Жемчужина различия» и другие поэмы, "Гимны Шиве". Он стал абсолютным духовным авторитетом для шиваистов. Он выбрал себе приемника, которому был присвоен титул Шанкара. С тех этот титул передается из поколения в поколение. Каждый Шанкара передает его новому приемнику.

     

    Источник: 1)Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. (словарь, под ред. Альбедиль М.Ф. и др.)

                         2)Джей Стивенсон «Восточная философия».

     

    Брахма. (черты кхмерского короля Джайвармана 7) ( Камбоджа. Ангкор-Тхом. Фото Лимарева Олега)

    2. Учение адвайта о духовной сущности человека.

     

    Духовная сущность человека - атман не тождественна ни телу, ни органам чувств.

    Атман это абсолютный субъект. Его природа самосущее сияние и безобъектное осознание. Он всеобщ, вездесущ и вечен. Атман тождественен Брахману – он начало сущего. Атман единственная реальность, все прочее кажимость, иллюзия (майя).

    Брахман торжественен миру, ибо нет мира вне Брахмана.

    Мир есть вывернутый посредством майя (иллюзии) Брахман. Другими словами:

    существующий мир - это измененная  посредством иллюзии (майя) реальность.

    Об иллюзорном мире нельзя сказать, что он  есть или его нет. Для того чтобы люди как-то могли понять,  уразуметь кажущийся мир, Брахман  оборачивается Господом Богом, а майя (иллюзия) оказывается его творящей силой. Брахман создает иллюзорный мир. Существует авидья - ложные знания и понятия, которые пытаются объяснить иллюзорный мир. При избавлении от авидьи осознается сущность единства всего, неделимое бытие. Существуют методы избавления от авидьи, т.е. способы достичь созерцания себя, как тождественного с Брахмой. Это состояние неописуемо и не означает пребывание в раю, хотя человек переживает при этом блаженство.

    Для мирян, желающих избавится от авидьи, учение адвайта приписывает соблюдение определенных обрядов, которые приближают  единение с Брахмой. Полное освобождение от авидьи возможно только для монахов.

    Просветление это постижения абсолютности Брахмана, его духовной сущностью Атман.

    Атман Брахмана - это вселенская духовная сущность. Атман человека – духовная сущности человека (его Я).

    Достигшие просветления считают, что их духовная сущность слилась со вселенской т.е. они стали  абсолютной личностью.

     

    Источник: 1)Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. (словарь, под ред. Альбедиль М.Ф. и др.)

                         2)Джей Стивенсон «Восточная философия».

     

    Литературная обработка текста из словаря  Лимарева В.Н.



  • главная

  •