Шанкара -
автор учения адвайта (о духовной сущности человека).
Индийский философ. Шанкарачарья (учитель Шанкара) живший в 788-812 гг н. э. является классиком направления адвайта в философии.
Брахман родом из Кералы, рано принял монашество и вел строгий монашеский образ жизни. Он обошел всю Индию, проводя время в философских диспутах. Учредил четыре шиваитских монастыря и образовал 10 монашеских ордена школы «Веданта».
Философская школа веданта уделяет основное внимание Брахману и его взаимоотношениям с вещественным миром и людьми.
Его главные работы: "Комментарий на Брахмы-сутры", поэма «Жемчужина различия» и другие поэмы, "Гимны Шиве". Он стал абсолютным духовным авторитетом для шиваистов. Он выбрал себе приемника, которому был присвоен титул Шанкара. С тех этот титул передается из поколения в поколение. Каждый Шанкара передает его новому приемнику.
Источник: 1)Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. (словарь, под ред. Альбедиль М.Ф. и др.)
2)Джей Стивенсон «Восточная философия».
2. Учение адвайта о духовной сущности
человека.
Духовная сущность человека - атман не тождественна ни телу, ни органам чувств.
Атман это абсолютный субъект. Его природа самосущее сияние и безобъектное осознание. Он всеобщ, вездесущ и вечен. Атман тождественен Брахману – он начало сущего. Атман единственная реальность, все прочее кажимость, иллюзия (майя).
Брахман торжественен миру, ибо нет мира вне Брахмана.
Мир есть вывернутый посредством майя (иллюзии) Брахман. Другими словами:
существующий мир - это измененная посредством иллюзии (майя) реальность.
Об иллюзорном мире нельзя сказать, что он есть или его нет. Для того чтобы люди как-то могли понять, уразуметь кажущийся мир, Брахман оборачивается Господом Богом, а майя (иллюзия) оказывается его творящей силой. Брахман создает иллюзорный мир. Существует авидья - ложные знания и понятия, которые пытаются объяснить иллюзорный мир. При избавлении от авидьи осознается сущность единства всего, неделимое бытие. Существуют методы избавления от авидьи, т.е. способы достичь созерцания себя, как тождественного с Брахмой. Это состояние неописуемо и не означает пребывание в раю, хотя человек переживает при этом блаженство.
Для мирян, желающих избавится от авидьи, учение адвайта приписывает соблюдение определенных обрядов, которые приближают единение с Брахмой. Полное освобождение от авидьи возможно только для монахов.
Просветление это постижения абсолютности Брахмана, его духовной сущностью Атман.
Атман Брахмана - это вселенская духовная сущность. Атман человека – духовная сущности человека (его Я).
Достигшие просветления считают, что их духовная сущность слилась со вселенской т.е. они стали абсолютной личностью.
Источник: 1)Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. (словарь, под ред. Альбедиль М.Ф. и др.)
2)Джей Стивенсон «Восточная философия».
Литературная обработка текста из словаря Лимарева В.Н.
главная