Великий король-буддист Джаяварман 7

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Великий король-буддист Джаяварман 7.

     

    (Реферат написан в соответствие с материалами  опубликованными в книге Андре Миго: «Кхмеры»)

  • Религии мира.


  • Король -Бог Джаяварман 7, скульптура выполнена при жизни короля. (Фото из Insight Guides: Laos&Cambodia.)

     

    Джаяварман 7 разделял буддийскую религиозную концепцию о роли правителя, отожествленного с абсолютом, ответственного за судьбу своего народа, за счастье подданных, которое зависимо от того, насколько добродетелен был король.

     

    В указе Джаявармана 7 (правившего с 1181 по 1218) о строительстве больниц в империи говорится:

     

    «Полный сострадания к миру, король выражает такое желание: Я бы хотел поднять с помощью добродетеля всех существ, погруженные в океан существования. Пусть все короли Камбоджи, стремящиеся делать добро, сохраняют мои начинания, тогда со своими потомками, женами, чиновниками, друзьями они достигнут состояния освобождения, где не будет больше болезней».

     

    Военное укрепление империи и завоевательные войны не были основным занятием и желательной деятельностью Великого Короля-Бога Джаявармана 7.

    Всю жизнь этот великий человек посвятил служению своему народу, мирному строительству в империи.

    Обслуживающий песонал в Агкорском храме. Барельеф в Анкор Тхоме. (Фото из Insight Guides: Laos&Cambodia.)

    Обладая огромными людскими  и материальными ресурсами (в вассальной зависимости от Камбоджи, как указывают некоторые источники, были народы Бирмы, Индонезии и Вьетнама) он развернул грандиозное строительство по всей Империи.

    Любящий муж он проводил работы рука об руку со своей любимой женой Джаяраджадеви. После её смерти,  он взял в жены её сестру, которая занималась научной деятельностью и  преподавала науки в монастырях. О ней сообщают надписи: «…женщинам, которые избрали своим наслаждением науку,  она раздавала королевские милости, как нектар в виде познаний».

    У ученых есть серьезные основания предполагать, что Джаяварман 7 был болен проказой и его сострадание к больным есть преломление собственного страдания.

    По всей империи было развернуто строительств больниц, в том числе для прокаженных. Древние надписи говорят, что при его участии было построено 102 больницы. Каждая больница была укомплектована медицинским персоналом. В штате больницы было два врача, у каждого врача  в помощниках был медбрат и две медицинские сестры. Кроме этого в штате каждой больницы было четырнадцать фельдшеров. Бесплатную пищу больным готовили два повара. У поваров были помощники. В штат входили так же хозяйственные служащие. Всего штат больницы состоял из 32 человек. Кроме этого помощь в работе больницы, в снабжении необходимыми продуктами питания и медикаментами оказывали служащие, жившие вне территории больницы, количество который было определено в 66 человек.

    В Ангкоре было четыре крупных больницы, штат которых был значительно большем, чем в провинциальных больницах.

    Из закромов государства для содержания больных и персонала отпускалось в год 11192 тонн риса, которые производи в год 838 деревень.

    Кроме риса и других продуктов питания в больницы поставляли в определенных количествах: мед, кунжут, камфару, пряности, мускатный орех, укроп, сок ягод…

    Налажена была работа и фармацевтической промышленности, которая производила, к примеру, коробочки мази от геморроя, лекарство от проказы из семян дерева шолмаграа (крабао), эти семена и в настоящее время используются для лечения проказы и другие медицинские препараты.

    Ворота в королевскую резиденцию Ангкор- Тхом с ликом бодхисатвы Локешвара. (Фото из Insight Guides: Laos&Cambodia.)

    По всей стране было развернуто строительство дорог, которое связывали все районы империи.  На дорогах устанавливались места отдыха для путников через равные промежутки расстояния. Древние надписи сообщают о пятидесяти семи домов для путников из Виджайи столицы Тямпы в  Ангкор. Дома располагали на расстоянии 12-15 км друг от друга, что соответствует пешему переходу продолжительностью 4-5 часов.

    Во время правления Джаявармана ученые–буддисты и брахманы  играли при дворе чрезвычайно важную роль и пользовались почетом и уважением.

    Король-Бог развернул по всей империи грандиозное строительство культовых сооружений. Постройки, которые исследователи относят ко времени царствования Джаявармана 7 настолько многочисленны и объемы выполненных работ настолько велик, что кажется невероятным, что они могли быть произведены в течение двадцати лет активного строительства. Это была настоящая строительная лихорадка.

    При оценке Жоржа Гролье только для строительства храма Баньеай Чмар на севере западе страны (в настоящее время сильно разрушенного), но в свое время бывший одним из величественных храмов кхмерской империи, трудились сорок тысяч человек в течение 8 лет. Далее можно привести длинный список культовых сооружений воздвигнутых во время правления Великого Короля-Бога, самым значимым в списке числится храм в Ангкоре - Та Прохм.  Храм раскинулся   на огромной территории возле Ангкора и поражающий посетителей величественными полуразрушенными постройками, сквозь которые прорываются к небу огромные деревья, корни которых пронизывают строения храма.

  • Величественные развалины храма Та-Пром. (Фоторепортаж Лимарева Олега)

  • Во времена правления Джаявармана на территории храма располагался монастырь, в котором было 18 верховных жрецов и 2740 служителей культа ниже рангом. Монастырь владел 3140 деревнями, жители которых отправляли на обслуживания монастыря 79365 человек.

    Возводились храмы и в честь памяти погибших в боях за Камбоджийскую  Империю полководцев. Храм Бонтией Чхма  находящийся в восточной части Таиланда (район города Сурим) был построен в честь принца Шриндракома и его военноначальников  погибших в сражении с тямцами

    Ангкор -Тхом. Байон (Фото Лимарева Олега)

    Сам король - буддист жил в королевской резиденции Ангкор Тхом, где так  же было развернуто поражающее воображение строительство.  Резиденции короля площадью в 900 га. (3х3 км) была окружена стеной. Высота стен окружающих резиденцию достигала 8 метров. Входили в резиденцию через ворота, украшенные   огромными головами милосердного бодхисатва Локешвара. Снаружи стен был ров, внутри вдоль стены дорога.

    Жемчужина королевского города  Байон.

  • Лики Короля-Бога Джаявармана 7. Храм Байон.

  • Байон издали можно принять за гору, но подошедшему ближе открывается величественное архитектурное сооружение с башнями, на которых лики Брахмы с чертами лица Джаявавармана 7.

    Байон - это гора Меру в центре резиденции короля,  космическая гора, центр мира.  Джаяварман 7 соединил   культ Короля –Бога с буддийской идеологией. Культ Короля-Бога при Джаяврмане 7 достиг своего апофеоза.

    Место священного лингама  (по шиваитским традициям) в центре горы Меру заняла статуя Большого Будды в центральном алтаре Байона.

  • главная