Гора Меру, девараджа (бог-король) или основа
мировосприятия кхмеров.
Еще на заре южноазиатской цивилизации глава рода, одновременно олицетворял светскую и духовную власть. Религиозный культ древних кхмеров был тотемического происхождения и был обращен к богам Земли, которые представлялись в образе камней поднятых вертикально и водруженных на вершину горы или холма.
Когда власть в государстве Фухань в начале 5 века перешла к шиваистам, шиваисты священные камни на вершинах гор заменили на храмы.
Священные холмы стали отожествляться с подобием священной горой Меру.
Согласно индийской космогонии, воспринятой в Камбодже, Вселенная имеет форму яйца (брахманда), состоящего из трех частей. В верхней части – семь небесных этажей, там обитель богов; самый высокий, седьмой, является местом проживания брахмана (бога Брахмы); над ним находится лишь пустое пространство.
Нижняя часть состоит тоже из семи подземных этажей; здесь живут наги и другие мифические существа, самый нижний этаж представляет собой преисподнюю, которая состоит тоже из семи этажей. Между небом и преисподней находится земля, которая рассматривается как громадный плоский диск, ограниченный по краям неприступными горами. В середине диска находится высокая гора Меру, центр и ось Вселенной, «которая блестит, как восходящее солнце или как огонь без дыма». Гора Меру сложена из золота и драгоценных камней, вершина горы место пребывания Брахмы, который принимает здесь великих мудрецов и небожителей. Гору Меру окружают четыре острова-континента. Южный континент называется «островом розовой яблони» - это Индия.
Кхмеры приняли эту космогонию одновременно с религиями Индии, в части шиваизма.
Восприняв эту космогонию, кхмеры стали считать, что холм в центре королевского города, символизирует гору Меру и является истоком созидательной энергии бога.
Посредством этого холма король черпает божественную созидательную энергию от самого богов Брахмы и Шивы.
Храм на вершине холма это жилище бога, изображенного в виде статуи или символа.
В последствии гору Меру стали заменять архитектурным сооружением – храмовым комплексом.
На сященной горе - храм Пном-Бекенг, туристы любуются закатом над Ангкором.
Архитектура комплекса, является копией Вселенной, в полном представлении с кхмерской мифологией. Образ «храм-горы» - основной элемент кхмерской архитектуры, олицетворяющий гору Меру и ось мира. Последовательно спускающиеся террасы представляют собой многоярусные жилица богов. Вокруг храмового комплекса расположены ограды и рвы с водой, символизирующие горные цепи и космический океан.
Привилегированные брахманы из окружения короля, совершающие обряды наделения короля божественной властью, соединяют личность короля с божественной сущностью.
Обряд, наделения короля божественной силой называется девараджа. Девараджа означает бог-король. Обряд производился на священной горе или в храмовом комплексе.
(Основной источник Андре Миго «Кхмеры».)
главная