Гора Меру Лимарев В.Н.

 

Гора Меру, девараджа (бог-король) или основа мировосприятия кхмеров.

 

  • Религии мира.
  • Еще на заре южноазиатской цивилизации глава рода, одновременно олицетворял светскую и духовную власть. Религиозный культ древних кхмеров был тотемического происхождения  и был обращен к богам Земли, которые представлялись в образе  камней поднятых вертикально и водруженных на вершину горы или холма.

    Туристы спускаются со священной горы Пном-Бекенг в Камбодже  (Анкор. Фото Лимарева Олега.)

    Когда власть в государстве  Фухань в начале 5 века перешла к шиваистам, шиваисты священные камни на вершинах гор заменили на храмы.

    Священные холмы стали отожествляться с подобием  священной горой Меру.

    Согласно индийской космогонии, воспринятой в Камбодже, Вселенная имеет форму яйца (брахманда), состоящего из трех частей. В верхней части – семь небесных этажей, там обитель богов; самый высокий, седьмой, является местом проживания  брахмана (бога Брахмы); над ним находится лишь пустое пространство.

    Четырехликий Брахма.(Лаос. Вьентьян.Музей скульптуры. Фото Лимаревой Елены.)

    Нижняя часть состоит тоже из семи подземных этажей; здесь живут наги и другие мифические существа, самый нижний этаж представляет собой преисподнюю, которая состоит тоже из семи этажей. Между небом и преисподней находится земля, которая рассматривается как громадный плоский диск, ограниченный по краям неприступными горами. В середине диска находится высокая гора Меру, центр и ось Вселенной, «которая блестит, как восходящее солнце или как огонь без дыма». Гора Меру сложена из золота и драгоценных камней, вершина горы место пребывания Брахмы, который принимает здесь великих мудрецов и небожителей. Гору Меру окружают четыре острова-континента. Южный континент называется «островом розовой яблони» - это Индия.

    Кхмеры приняли эту космогонию одновременно с религиями Индии, в части шиваизма.

    Восприняв эту космогонию, кхмеры стали считать, что холм в центре королевского города, символизирует гору Меру и является истоком созидательной энергии бога.

    Посредством этого холма король черпает божественную созидательную  энергию от самого богов Брахмы и Шивы.

    Храм на вершине холма это жилище бога, изображенного в виде статуи или символа.

    Служка в индуистком храме. (Майлазия.  Фото Лимарева Сергея.)

    В последствии гору Меру стали заменять архитектурным сооружением – храмовым комплексом.

  • На сященной горе - храм Пном-Бекенг, туристы любуются закатом над Ангкором.

  • Архитектура комплекса, является копией Вселенной, в полном представлении с кхмерской мифологией. Образ «храм-горы» - основной элемент кхмерской архитектуры, олицетворяющий гору Меру и ось мира. Последовательно спускающиеся террасы представляют собой многоярусные жилица богов. Вокруг храмового комплекса расположены ограды  и рвы с водой, символизирующие горные цепи и космический океан.

    Привилегированные брахманы из окружения короля, совершающие обряды наделения короля божественной властью, соединяют личность короля с божественной сущностью.

    Обряд, наделения короля божественной силой называется девараджа. Девараджа означает бог-король. Обряд производился на  священной горе или в храмовом комплексе.

     

    (Основной источник Андре Миго «Кхмеры».)

  • главная