Лимарев В.Н.
Краткая
история Камбоджи (кхмерского суперэтноса).
факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Акматическая
фаза. (Зрелость).
Четвертый период – «гегемония».
14 век.
Подчинение Делийским султанатом юга Индии.
Делийскому султанату в течение 13 века покорилась почти вся территория
Индии. Значительные завоевания мусульман были при правлении султана Гийяс
уд-дине Туглака (1320-1325), который проводил активную военную политику. Он
добился, что большое число княжеств на юге Индии признали вассальную зависимость
от Дели.
1308 г. н.э.
Смена власти в Камбодже.
В 1308 году король Индраварман 3 передал власть в пользу
принца Индраджаявармана и «удалился в леса».
Буддист Индравармана 3 был свергнут с престола шиваитским жречеством,
возглавляемым Джая Мангаларатха.
1308 - 1327 г. н.э.
Правление Короля-Бога Индраджаявармана.
Королем-Богом был провозглашен Индраджаяварман в
соответствии с шиваитскими традициями. В Камбодже развернулось преследование
буддистов, буддийские храмы, построенные при Индравармане 3, стали разрушать.
1312 г. н.э.
Война между Сукхотхаем и Тямпой.
Тайцы прошли по южной части Камбоджи и напали на Тямпу. Война закончилась тяжелым поражением тайцев.
1318 – 1363 г. н.э.
Сукхотхай становится тайским религиозным
центром.
В правления короля Ли Тхаи (1318-1347) в Сукхотхайе строится королевский дворец и храм Махатхат в центре города, который выражал космологическую модель Вселенной в представлении буддистов. Король, восседая на каменном троне Манансилапатра, творил суд и принимал государственные решения. Король объявил, что по буддийским праздничным дням он приглашает монахов прийти во дворец и с трона Манансилапатра проповедовать Учение.
Король поддерживает активные религиозные связи с Шри-Ланкой, откуда специально присылают монахов помогающим образованию нового религиозного центра. На тайских землях открываются священные реликвии буддизма, например: буддийский монах около г. Саччаналай обнаружил в лесу буддийскую реликвию ещё времен индийского короля Ашоки (правившего в Индии в 3 в до н.э., который впервые сделал государственной религией буддизм). В десятках местах находят отпечатки следов Будды…
В правление его сына короля Ли Тхаи (1347-1363) основывается в Сукхотхайе большое количество монастырей, изготавливается сотни изображений Будды, в том числе золотых. Монахи, для торжественной церемонии освещения Будд, приглашают из Ланки (остров Цейлон) делегацию монахом возглавляемую известным авторитетом Махасами Сангхарачу. Монахи из Ланки доставляют священные изображения отлитых в Ланке Будд и ветку священного дерева бодха.
1327- 1336 г. н.э.
Период нестабильности в Камбодже.
После смерти Индравармане 3 жрицы объявили Королем-Богом Джаявармадипарамешвары.
Новый король Камбоджи известен под именем Джаяварман 9. Это последний кхмерский правитель, о котором сообщают непосредственно камбоджийские надписи. Джаяварман 9 пришлось усмирять собственное население, подстрекаемое буддистами. Шиваисты не строят храмов, не ведутся кхмерских хроник. Страна ввергнута в хаос гражданской войны.
Короля-шиваиста свергли буддисты, королем стал буддист Чай.
Камбоджа потеряла полностью влияние в центральном и южном Таиланде.
1336-1340 г. н.э.
Король-огородник Чай .
Согласно легенде «слон победы», который должен был выбрать нового короля, после победы буддистов, остановился перед огородником, «приветствовал его, опустив хобот между ног, затем, обхватив огородника выращивающего огурцы хоботом, посадил себе на спину. По другой легенде огородник, выращивающий огурцы, убил копьем короля, который залез к нему в огород, приняв его за вора. Буддисты посчитали, что огородник был прав и сделали его королем. Буддисты объявили огородника Чай (по другим источникам: Та Чей или Неай Трасак Паем) – новым правителем Камбоджи.
Король-огородник, будучи простого происхождения, оставил королевский дворец в Ангкоре и переехал жить в Бантеай Самрэ, так как боялся быть убитым со стороны кхмерской знати. Он женился на одной из принцесс и приказал обезглавить всех мужчин из королевского рода.
Можно предположить, что были убиты и шиваитские жрицы, так как шиваисты больше не претендовали на власть в Камбодже.
Так Чай стал основателем новой королевской династии. От брака
с принцессой у короля-огородника было два сына.
Король-буддист Чай объявляет тхераваду государственной религией
Камбоджи.
1340 -1346 г. н.э.
Правление в Камбодже короля Нипеан Бате.
После смерти короля Чая на престол взошел его сын Нипеан Бат.
Нипеан Бату удалось упорядочить государственное управление, древние тексты сообщают о спокойствии в Камбодже.
1346 -1353 г. н.э.
Правление королей из династии Чай.
После смерти Нипеап Бата правили: сначала его младший брат - Си Тхеан Реачеа, а затем старший сын Ниапеап Бата - Лампонг Реачеа. В правление последнего возобновились набеги тайцев на Камбоджу.
1350 -1369 г. н.э.
Правление тайского короля Рамы Тхибори 1.
В 1350 году к власти в Чангмае пришел активный правитель Рама Тхибоди. Он мирным путем присоединяет к своим владениям Сукхотхай, король которого Ли Тхаи, будучи ярым приверженцем буддизма, стремился к религиозному объединению всех тайцев, поэтому согласился на вассальную зависимость от Чангмая. Король посвящает свою жизнь наукам, и, обрядившись в желтые монашеские одежды, в 1363 году окончательно покинул трон, оставаясь монахом до своей смерти в 1370 году. Рама Тхибори подчиняет монские княжества Лаво, Супанбуре в центральном Таиланде и основывает на монских землях город Аюттхаю у слияния рек Менам и Пасак. (100 км. к северу от современного Бангкока). Аютхайю он объявляет столицей тайского государства, в которое вошли кроме Чангмая и Сукхотхайя и монских земель Лаво и Супанбуре завоеванные княжества на юге Таиланда и в Малайзии. Далее, расширяя свои владения, он совершает набеги на Тямпу и Камбоджу. В 1352 году Рама Тхибоди предприняли поход для захвата Ангкора. Осада продолжалась шестнадцать месяцев. В 1353 году тайцы захватили столицу Камбоджи – Ангкор. Правитель Камбоджи Лампонг Реачен был убит, его сыновья оставили Ангкор и бежали на север Камбоджи и в Лаос.
Расширяя границы своего государства на запад, он отвоевал у государства Пегу (Бага) часть побережье Андаманского моря.
1353 - 1373 г. н.э.
Образование государства Лансан (Лаос).
После оставления Ангкора в 1353 году, 10 тысячная кхмерская армия, возглавляемая кхмерскими принцами, отступила в Лаос.
На севере Лаоса, на подвластных Камбоджи территориях проживали преимущественно исповедовавшие древние верования шаны, правил ими князь Фа Нгум в городе Сиенг Донг (современный город Луангпхабан), который был женат на кхмерской принцессе Фангуни. Фа Нгум принял кхмерские войско и объявляет об образовании государства Лангсан (страна миллиона слонов) со столицей Сиенг Донг. Часть территории Камбоджи и весь Лаос (включая княжество Вьентьян) были включены в новое государство.
В 1354 году Фа Нгум, опираясь на кхмерскую армию, вступает в сражение с войсками Рамы Тхибоди и присоединяет к своим владениям северо-восток Таиланда. Воина между Лангсан и Аютхаей продолжается до 1357 года и закачивается освобождением от тайцев Камбоджи.
В 1357 году во Вьентьяне на берегу Меконга была отпразднована победа над тайцами.
Жена Фа Нгум, кхмерская принцесса Фангуни, была буддисткой, она выражала ранее недовольство тем, что шаны, согласно древним верованиям, устраивают жертвоприношение духам, принося в жертву божествам слонов и буйволов, потребовала ввести в стране буддизм.
Принц Фа Нгум обращается к кхмерам с просьбой прислать буддистских проповедников в Лангсан. Фангуни (Нанг Кео) получат в подарок от кхмеров золотую статую Будды Пхабанг отлитую в Ланке в 11 веке, которую доставили в Сиенг Донг 20 видных буддийских монахов во главе с наставником Фа Нгума Пра Маха. Делегацию сопровождали ремесленники и музыканты и тысячи простых монахов. Были так же привезены монахами саженцы священного дерева бодхи и полный текст Трипитаки.
Король Фа Нгам в 1357 году буддизм тхеравады провозглашает государственной религией.
Статую Будды Пхабанг доставили в столицу страны Сиенг Донг только в 1359 году. В честь этой статуи, несколько позже, столицу переименуют из Сиенг Донг в Луангпхабанг.
В годы правления короля Фа Нгама (правил до 1373) монахи обнаруживают на лаосской земле следы Будды и строят монастыри.
1353 -1357 г. н.э.
Борьба кхмеров с захватчиками.
Рама Тхиботи на кхмерский престол усадил своего сына, которого кхмеры убили через несколько месяцев. Его сменил другой сын Рамы Тхиботи, который так же был убит кхмерами. Третий принц был посажен на кхмерский престол, но ему так же не пришлось долго править. В 1357 году тайские и лаосские войска, возглавляемые кхмерским принцем Срея Сориджотей, заняли Ангкор.
Кхмеры короновали принца-освободителя, он получил имя Сурьявамши Раджахираджи.
1357-1379 г. н.э.
Правление короля Сурьявамши Раджадхираджи.
Новому правителю удалось организовать управление государством. Вновь были восстановлены прерванные в смутное время дипломатические отношения с Китаем, с которым активизировалась торговля. Камбоджа поставляла в Китай слонов, слоновую кость, ценные породы деревьев, благовонья, перья павлинов. Получала из Китая шелк, фарфор…
Установлены новые границы государства. С тайцами так же были в этот период мирные отношения, так как не сообщается о военных действиях между кхмерами и тайцами.
1362-1364 г. н.э.
Шаны создают хаос на территории Бирмы.
На княжества в Бирме напали племена шанов (одно из тайских племена аолай) и закрепились на завоеванных территориях. (В современное время шаны живут в горных районах на востоке современной Бирмы и севере Таиланда). Их нападение, вероятно, обусловлено гонением на шанов, не пожелавшими принять буддизм в Лангсане. Шаны не принявшие буддизм бежали в Бирму из Лаоса к единоплеменникам, принявшие же буддизм шаны в 13- 14 веках стали лаосцами.
Шаны разгромили войска наиболее значимых в Бирме княжеств
Пинья и Сайгай. Шаны не щадили ни
буддийские храмы, ни монахов. В Бирме начался хаос: поля были заброшены, города
опустели. Спасшиеся от нашествия шанов, бирманцы
переправились на правый берег реки Иравади, где организовали оборону от
захватчиков. Они построили город Инца и образовали княжество.
1373-1416 г. н.э.
Правление короля Сасентхая в Лансане (Лаос).
Сын умершего короля Фа Нгума - король Сасентхая, посвятил свою жизнь укреплению государство Лангсан. Луангпхабанг стал признанным буддийским (тхеравада) религиозным центром.
1370 г. н.э.
Распад тайского государства.
После смерти короля Рамы Тхибори 1, его сын Расмесуэн правил всего год в Аютхайе. Моны восстали против тайцев и низвергли Расмесуэна. Правителем в Аютхайе стал Бороморача 1, который был моном и основал монскую династию Супанбури. Сукхотай фактически стал независим от Аютхайи. В Сукхотхае продолжали править тайцы - родственники князя Рама Тхибоди. Независимым стало и княжество Чиангмай.
1371-1384 г. н.э.
Чиангмай становится тайским религиозным центром.
В правление князя Ку
На (Куэне) в княжестве Ланна усиливается влияние буддизма. Куэне передает свою загородную
резиденцию монахам, где строится буддийский религиозный центр Суан Док. Затем
монахи стоят монастырь Пхра-Тхат-Дой-Сутхеп на горе в Дой Сутхет (16 км. от
Чиангмая). Все эти действия сопровождаются мистическими ритуалами. На горе
замуровывают буддийскую реликвию. В последующем и до настоящего времени религиозный
центр в Чиангмае - один из крупнейших буддийских центров в Индокитае. Монастырь
Пхра-Тхат-Дой-Сутхеп (Пхра Бороматхат) до настоящего времени один из самых почитаемых
и посещаемый тайцами храмовых
комплексов.
1379-1404 г. н.э.
Правление короля Самдач Камбуджадхираджа.
После смерти короля Сурьявамши Раджадхираджи власть перешла
к его племеннику
Самдач Камбуджадхираджа. Которому, так же как дяде, удалось
обеспечить мирную жизнь камбоджийцам.
1380 г. н.э.
Исламизация Индонезии.
Ислам распространился в Индонезии в 14 веке повсеместно. В 1380 году индонезийская знать в империи Маджапахит приняла ислам.
1395 г. н.э.
Захват власти в Аютхайе тайской династией Раматибоди.
Непрерывные конфликты между тайской элитой и монской элитой продолжались всю вторую
половину 14 века. В Аюхайе в результате дворцового переворота к власти вернулась
тайская династия Раматибори. Королем Аютхайи стал Рамарача (1395-1409).
главная