Лимарев В.Н.
Краткая
история Камбоджи (кхмерского суперэтноса).
факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Фаза Подъем.
(Молодость)
Второй период:
распространители идей.
700-710 г н.э.
Война китайцев с
тибетцами.
В 700 г.
тибетцы атакуют китайский город Лянчжоу, в 701 г. повторяют это нападение в союзе с тюрками. В
703 году новое нападение на китайцев со стороны тибетцев.
Потерпев
неудачи в войне с Китаем, тибетский правитель (цэнпо) Дуйсон направляет
посольство к танскому двору для переговоров о мире, где просит в жены танскую
принцессу. В мире заинтересованы две стороны. Не стабильность в Китае и не стабильности в Тибети, где произошло
несколько восстаний против аласти на подконтрольных Тибету территориях. Переговоры 706
г. дают результаты. Был составлен проект, по которому разграничивались два
государства — Тан и Тибет. В следующем, 707 г. заключается договор о мире и установлении родственных отношений.
В 710 г. в Тибет была отправлена принцесса Цзинь-чэн в жены тибетскому
правителю.
Танский двор
поставил перед принцессой одну задачу — приостановить нашествия тибетской
конницы на Китай.
706 г н.э.
Распад королевства Ченла.
Королевство Ченла распалось на два независимых государства:
1.Ченла-на -суше (нижний Лаос и часть территории совремннного Таиланда). Столица королевства Бхавапура находилась в Среднем Меконге.
2.Ченла-на-воде со столицей Баландитьяпура фактически перестала существовать как единое государство, сразу после образования, распавшись, как минимум на пять, независимых княжеств.
716 г н.э.
Княжество Самбхупур.
Княжество Самбхупур, одно из
наиболее значимых княжеств Ченла-на-воде,
располагалась вокруг озера Тонлесап, до 716 года
власть принадлежала вдове короля Джаявармана 1. В 716
году она взяла себе в мужья молодого принца Пушкаракша,
который был объявлен королем.
717 г н.э.
Буддизм Махаяны
становится государственной религией в Шривиджайе.
Буддийским проповедникам из Индии Ваджрабордхи и Амогхаваджра удалось убедить короля княжества Шривиджайя сделать государственной религией буддизм Махаяны. Столицей княжества был город Палембанг на юге острова Суматре.
Королевство стало одним из самых мощных в Индонезии, под её влияния полпали не только княжества на Суматре и Яве, но и в Малаккском полуострове. Княжество контролировал Малаккский пролив, а значит и всю торговля Индии с княжествами в Южно-Китайском море. Правил княжеством династия Шалендра.
между 717-730 г
н.э.
Захват индонезийцами княжеств Ченла-на воде.
Как свидетельствует кхмерская легенда.
Став королем княжества Самбхупур, Пушкаракша пригласил к себе министра и сказал ему:
У меня есть желание, и мне очень хотелось, чтобы оно
исполнилось.
Министр спросил: «Что за желание у тебя, о король?»
Король сказал: « Я бы хотел, чтобы передо мной на блюде лежала голова Махараджа, короля с острова Джавага (Ява)».
Примечание:
Фактически
резиденция правителя индонезийского княжества Шриваджайя
находилась на острове Суматра, там
находилась столица Палембанг, позже столица переехала
в город Богор на острове Ява (64 км от Джакарты).
История не сохранила имени правителя, в
легенде его называют Махараджа.
Министр ответил:
«Я не хотел бы, чтобы господин выражал такое желание. Кхмеры и народ Джаваги никогда не проявляли ненависть друг к другу ни на словах, ни в поступках. Далекий остров Джавага (Ява) ни сделала нам ничего плохого".
Придворные узнали о речи молодого короля, и вскоре лазутчики из Джаваги донесли о желании короля кхмеров правителю Джаваги (государства Шривиджайя) – Махараджи из династии Шалендра. Махараджа был сильный и энергичный король и уже достиг зрелого возраста. Он вызвал своего министра и сообщил об услышанном, и добавил:
«Этот глупый кхмерский король высказал публично свое желание увидеть мою голову перед собой на блюде; и хотя я понимаю, что это легкомыслие юнца, но я должен ответить на нанесенное оскорбление».
Король приказал министру подготовить тысячу судов и снарядить их в военный поход. Когда приказание было исполнено, король сам возглавил военную экспедицию против кхмеров. Флот вошел в Меконг и, подплыв к столице кхмеров, осадил её, высадившиеся с кораблей войска, захватили столицу и королевский дворец. Король и его придворные были пленены.
Затем Махарадха приказал привести пленных: короля кхмеров и министра.
Королю кхмеров он сказал: я так поступлю, как ты хотел поступить со мной, и приказал отрубить ему голову.
Министра он назначил управлять княжеством, приказав ему подобрать на опустевший трон подходящего короля.
Забальзамированная голова короля кхмеров сначала была выставлена на обозрение знати на Шривиджае, а затем была переправлена к марионеточному правителю в Самбхупур, с требованием, чтобы она, находясь в троном зале, служила напоминанием правителю кхмеров о наказании, если он посмеет пойти против Махараджа. С того времени, короли кхмер каждое утро, встав, поворачивали голову в сторону Джаваги (Явы) и кланялись до земли, чтобы воздать почесть Махарадже.
История сохранила очень мало сведений об этом периоде истории кхмеров но, очевидно, все кхмерские королевства попали в зависимость от Явы.
После завоевания, марионеточные правители кхмеров стали исповедовать буддизм Махаяны (Большой колесницы), государственную религию Шривиджайя.
Этот период ознаменован строительством многочисленных статуй Будды, как на Яве и других островах Индонезии так же и на территории Камбоджи.
Вторая половина 8 века.
Индийское княжество Пала.
В северо-востоке Индии образовалось княжество Пала, государственной религией которого стал буддизм (Махаяна). Княжество стало одним из самых могущественных княжеств Индии. В городе Наланде местная буддийская школа стала университетом; мощным религиозным центром, активно занимающимся распространением буддизма. Монахи из упомянутого университета стали оказывать влияние на Юго-Восточную Азию и Тибет, поддерживая буддийские княжества в этом регионе.
Распространинию буддизма способствовал выдвинутый буддистами идеал чакравартина - вселенского правителя, где правитель государства наделялся определенными идиализированными чертами.
737
– 754 г н.э.
Китайско –тибетская
война.
В
737 году китайский император Сюань-цзун начал войну с целью покорить Тибет, но столкнулся
ожесточенным сопротивлением тибетского населения. Если в войне на равнине китайцы часто побеждали, но осада
крепостей давалась с трудом. Штурм горные крепостей защищаемых несколькими сотнями
тибетцев, уносил жизни тысячам китайцев.
Китайская
армия увязла в Тибете.
Тибетцы
заключили союз с независимым княжеством Наньчжан, существовавшим на юге
Китая и китайская армия была в 754 году
разбита наголову. Китаю пришлось
отказаться от дальнейшей военной экспансии в Тибет.
738
– 756 г н.э.
Образование
независимого княжества Наньчжао.
На
юге Китая существовал народ, называвший себя бай (аолай, айпао), предки народов тай (Таиланд)
и лао (Лаос). В 738 году этот народ
восстал против имперского Китая. Восставшие объявили о создании независимого
княжества Наньчжао.
Китайский
император Сюань-цзун послал войска для усмирения восставших, но все племена объединившись,
встретили китайскую армию, и нанесли ей
поражение в 751 году.
Шестидесятитысячная китайская
армия была истреблена в битве у озера Сиэр. Царь Наньчжан, Голофон,
ожидая прихода новой китайской армии, обратился за помощью к Тибету. Новая
китайская армия прибыла в Наньчжао в 754 году, где была встречена объеденными
войсками тибетцев и народа бай (аолай, айпао) и была
разбита наголову. Наньчжао сохранил свою независимость.
755-781 г н.э.
Война с Китая с Тибетом.
В то время когда
в Китае бушевала гражданская война (Восстание Ань Лушаня),
тибетская армия вторглась в Китай, и в
течение 7 лет отторгла от Китая западные
области Хэси и Лунью. В 763 году тибетская армия направилась на завоевание столицы Китая.
Тибетская армия обратила в бегство защищавшие столицу Чанъань войска и вступила в город покинутый императором. Чанъань
был подвергнут грабежу, пограбив, тибетцы
покинули столицу, так как оставшиеся
в тылу тибетской армии остатки
пограничных войск и ополченцы стали
истреблять тибетские отряды. В 746
году южные китайские войска нанесли
поражение тибетской армии и заставили покинуть Китай.
Осенью 767 года двадцатитысячная тибетская армия
вторглась в Китай и осадила крепость Линчжоу на реке Хуанхэ. Но полководцу Го
Цзы-и удалось нанести поражение тибетцев, и они отступили с небольшими потерями.
В следующем году тибетцы вновь вторглись в Китай, и новые сражения с китайской
армией, которая занимала оборонительные позиции, не пуская тибетцев вглубь
Китая.
В
773 году 60 тыс. тибетцев совершили рейд по Китаю, но китайцам опять удалось
вытеснить их со своей территории. В 774 году была предпринята попытка заключить
мир, но, безуспешно, и в 775 году война возобновилась.
Пять
лет китайцы и тибетцы наносили друг другу удары.
Княжество
Наньчжан сначала в этой войне поддержало Китай, но в 779 году перекинулось на
сторону Тибета, но, не смотря на это, китайцам удалось разбить тибетцев. Но в
Китай в 780 году возник конфликт китайцев с уйгурами и войска оттянули к границе с Уйгурией, инициатива в войне опять перешла на сторону
Тибета.
В
этих условиях император Китая Дэцзун
предлагает тибетцам мир и идет на
большие территориальные уступки и признание равенства Тибета и Китая.
Мир был заключен в 781 году на берегу реки Цин, и
скреплен кровью жертвенных животных: собак, свиней, овец, а потом присягой в
буддийском храме.
781-
795 г н.э.
Требование
тибетцев на территориальные уступки от Китая и новая тибетско-китайская война.
Реформы императора Дэцзуну, пытавшегося навести порядок в государстве после гражданской
войны, привели к восстанию знати. Император
Дэцзун в 783 году был вынужден бежать из столицы, и обратился за помощью к тибетцам, обещая за
помощь новые территориальные уступки. В 784 году правительственные и тибетские
войска разбили силы мятежников, и тибетцы прокинули Китай из-за моровой язвы.
Восстание было окончательно подавлено правительственными войсками только в 786
году
Тибетцы стали требовать палату
за помощь во время гражданской войны в
Китае.
Но император Дэцзуну считал,
что они ушли раньше времени, не уничтожив окончательно силы повстанцев, и не
выполнил требования тибетцев, что привело к новому конфликту между
императором Дэцзуну и тибетцами и к
новым военным стычкам между тибетцами и
китайцами.
Пограничные конфликты Китай
проигрывал. В 788 году Китай заключил договор с уйгурами против Тибета и путем
интриг рассорили тибетцев с их союзником княжеством Наньчжао.
В 789 году в войну с тибетцами
вступили уйгуры по договору с Китаем.
В 789 году тибетские войска, вторгшиеся в Китай, были разбиты. Но
война между Тибетом и Китаем продолжалась.
В 793 году Китай заключил
договор с княжеством Наньчжао. Царь княжества Имосуну выступил на стороне Китая.
Совместными действиями войск Имосуну и китайского
полководца Вэй Гао было нанесено поражение на юге Китая. Тибетцы отступили на
свою территорию.
В 795 году уйгурское
войско нанесло поражение тибетцам и остановило тибетскую военную экспансию.
775-794 г н.э.
Буддизм становится государственной религией в
Тибете.
Проповедники буддизма из Индии (княжества Пала) включили местную религию бон в буддийский религиозный пантеон. Под руководством Падма Самбхава с санскрита на тибетский язык перевели буддийские книги. Монахами из Наланды в 775 году был организован на Тибете буддийский центр - монастырь Самьяй. При правителе Тисрон-дэбзане (740-786) буддизм в 781 году был объявлен государственной религией Тибета.
Китай, озабоченный укрепление государственной власти в Тибете, пытался оказать религиозное влияние на своего соседа. В Тибет была направлена китайская религиозная миссия с целью навязать тибетцам китайский вариант буддизма Махаяны.
Между буддийскими монахами был
объявлен религиозный диспут. После диспута народу было объявлено о победе
монахов из монастыря Самьяй над буддийскими монахами
из Китая. Возмущенные этим решением
китайских монахов, местные монахи побили
камнями. В ответ монахи из Китая убили местного буддийского лидера Каламашилу. На
границах Тибета и Китая военные стычки не прекращались во время диспута, после
его окончания - усилились.
798-
801 г н.э.
Китай
вторгается в Тибет.
В
798 году китайцы предприняли наступление
на Тибет и нанесли тибетской армии поражение, были взяты несколько тибетских
крепостей. Но, организовавшись в 801 году, тибетцы оттеснили китайцев со своей территории.
главная