Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Краткая история Камбоджи (кхмерского суперэтноса).

    факты без комментария.

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

    Фаза Подъем. (Молодость)

    Второй период: распространители идей.

    Картины о жизни Будды и буддистов. Лаос. Монастырь. (фото Лимарева В.Н.)

  • Распространение идей. (2 век от начала этнич. истории)
  • 700-710 г н.э.

    Война китайцев с тибетцами.

    Тибет.

    В 700 г. тибетцы атакуют китайский город Лянчжоу, в 701 г. повторяют это нападение в союзе с тюрками. В 703 году новое нападение на китайцев со стороны тибетцев.

    Потерпев неудачи в войне с Китаем, тибетский правитель (цэнпо) Дуйсон направляет посольство к танскому двору для переговоров о мире, где просит в жены танскую принцессу. В мире заинтересованы две стороны. Не стабильность в Китае  и не стабильности в Тибети, где произошло несколько восстаний против аласти на подконтрольных Тибету территориях. Переговоры 706 г. дают результаты. Был составлен проект, по которому разграничивались два государства — Тан и Тибет. В следующем, 707 г. заключается договор  о мире и установлении родственных отношений. В 710 г. в Тибет была отправлена принцесса Цзинь-чэн в жены тибетскому правителю.

    Танский двор поставил перед принцессой одну задачу — приостановить нашествия тибетской конницы на Китай.

     

    706 г н.э.

    Камбоджа.

    Распад королевства Ченла.

    Королевство Ченла распалось на два независимых государства:

    1.Ченла-на уше (нижний Лаос и часть территории совремннного Таиланда). Столица королевства  Бхавапура находилась в Среднем Меконге.

    2.Ченла-на-воде  со столицей Баландитьяпура  фактически перестала существовать как единое государство, сразу после образования, распавшись, как минимум на пять, независимых княжеств.

    Из мифологии шиваистов. (Лаос. Вьентьян. Триумфальная арка Патусай. Фото Лимарева В.Н.)

    716 г н.э.

    Камбоджа.

    Княжество Самбхупур.

    Княжество Самбхупур, одно из наиболее значимых княжеств Ченла-на-воде, располагалась вокруг озера Тонлесап, до 716 года власть принадлежала вдове короля Джаявармана 1. В 716 году она взяла себе в мужья молодого принца Пушкаракша, который был объявлен королем.

    717 г н.э.

     Индонезия.

    Буддизм Махаяны становится государственной религией в Шривиджайе.

     

     Женщина. Древняя индонезийская скульптура.( Индонезия. Джакарта. Фото Лимарева Сергея.)

    Буддийским проповедникам из Индии  Ваджрабордхи и Амогхаваджра удалось убедить короля  княжества  Шривиджайя сделать государственной религией  буддизм Махаяны. Столицей княжества был город Палембанг на юге острова Суматре.

    Королевство стало одним из самых мощных в Индонезии, под её влияния полпали не только княжества на Суматре и Яве, но и в Малаккском полуострове. Княжество контролировал Малаккский пролив, а значит и всю торговля Индии с  княжествами в  Южно-Китайском море. Правил княжеством династия Шалендра.

    между 717-730 г н.э.

    Камбоджа.

    Захват индонезийцами княжеств Ченла-на воде.

    Как свидетельствует кхмерская легенда.

    Став королем княжества Самбхупур, Пушкаракша пригласил к себе министра и сказал ему:

    У меня есть желание, и мне очень хотелось, чтобы оно исполнилось.

    Министр спросил: «Что за желание у тебя, о король?»

    Король сказал: « Я бы хотел, чтобы передо мной на блюде лежала голова Махараджа, короля с острова Джавага (Ява)».

    Примечание:

    Приклонение короля.( Лаос. Лупнгпхабанг. Монастырь при кор. дворце. Фото Лимарева В.Н.)

    Фактически резиденция правителя индонезийского княжества Шриваджайя  находилась на острове Суматра, там находилась столица Палембанг, позже столица переехала в город Богор на острове Ява (64 км от Джакарты). История не сохранила имени правителя,  в легенде его называют Махараджа.

    Министр ответил:

    «Я не хотел бы, чтобы господин выражал такое желание. Кхмеры и народ Джаваги никогда не проявляли ненависть друг к другу ни на словах, ни в поступках. Далекий остров Джавага (Ява) ни сделала нам ничего плохого".

    Придворные узнали о речи молодого короля, и вскоре лазутчики из Джаваги донесли о желании короля кхмеров правителю Джаваги (государства Шривиджайя)  – Махараджи из династии Шалендра. Махараджа был сильный и энергичный король и уже достиг зрелого возраста. Он вызвал своего министра и сообщил об услышанном, и добавил:

    «Этот глупый кхмерский король высказал публично свое желание увидеть мою голову перед собой на блюде; и хотя я понимаю, что это легкомыслие юнца, но  я должен ответить на нанесенное оскорбление».

     Король приказал министру подготовить тысячу судов и снарядить их в военный поход. Когда приказание было исполнено, король сам возглавил военную экспедицию против кхмеров. Флот вошел в Меконг и, подплыв к столице кхмеров, осадил её,  высадившиеся с кораблей войска, захватили столицу и королевский дворец. Король и его придворные были пленены.

    Затем Махарадха приказал привести пленных: короля кхмеров и министра.

    Королю кхмеров он сказал: я так поступлю, как ты хотел поступить со мной, и приказал отрубить ему голову.

    Министра он назначил управлять княжеством, приказав ему подобрать на опустевший трон подходящего короля.

    Забальзамированная голова короля кхмеров сначала была выставлена на обозрение знати на Шривиджае, а затем была переправлена к  марионеточному правителю в  Самбхупур, с требованием, чтобы она, находясь в троном зале,  служила напоминанием правителю кхмеров о наказании, если он посмеет пойти против Махараджа. С того времени, короли кхмер каждое утро, встав, поворачивали голову в сторону Джаваги (Явы) и кланялись до земли, чтобы воздать почесть Махарадже.

    История сохранила очень мало сведений об этом периоде истории кхмеров но, очевидно, все кхмерские королевства попали в зависимость от Явы.

    После завоевания, марионеточные правители кхмеров стали исповедовать  буддизм Махаяны (Большой колесницы), государственную религию Шривиджайя.  

    Этот период ознаменован строительством многочисленных статуй Будды, как на Яве и других островах Индонезии так же и на территории Камбоджи.

    Преклонение перед буддистами. ( Лаос. Лупнгпхабанг. Монастырь при кор. дворце. Фото Лимарева В.Н.)

     

    Вторая половина 8 века.

     Индия.

    Индийское княжество Пала.

    В северо-востоке Индии образовалось княжество Пала, государственной религией которого стал буддизм (Махаяна). Княжество стало одним из самых могущественных  княжеств Индии. В городе Наланде местная буддийская школа стала университетом; мощным религиозным центром, активно занимающимся  распространением буддизма. Монахи из  упомянутого университета стали оказывать влияние на  Юго-Восточную Азию и Тибет, поддерживая буддийские княжества в этом регионе.

    Распространинию буддизма способствовал выдвинутый буддистами идеал чакравартина - вселенского правителя, где правитель государства наделялся определенными идиализированными чертами.

    737 – 754 г н.э.

    Китайско –тибетская война.

    Тибет.

    В 737 году китайский император Сюань-цзун начал войну с целью покорить Тибет, но столкнулся ожесточенным сопротивлением тибетского населения. Если в войне на равнине китайцы часто побеждали, но осада крепостей давалась с трудом. Штурм горные крепостей защищаемых несколькими сотнями тибетцев, уносил жизни тысячам китайцев.

    Китайская армия увязла в Тибете.

    Китайский средневековый воин. Гонконг. Фото Лимарева В.Н.

    Тибетцы заключили союз с независимым княжеством Наньчжан, существовавшим на юге Китая и китайская армия была в 754 году разбита наголову. Китаю пришлось отказаться от дальнейшей военной экспансии в Тибет.

     

    738 – 756 г н.э.

    Образование независимого княжества Наньчжао.

    На юге Китая существовал народ, называвший себя бай (аолай, айпао), предки народов тай (Таиланд) и лао (Лаос).  В 738 году этот народ восстал против имперского Китая. Восставшие объявили о создании независимого княжества Наньчжао.

    Китайский император Сюань-цзун послал войска для усмирения восставших, но все племена объединившись, встретили китайскую армию,  и нанесли ей поражение в 751 году.  Шестидесятитысячная китайская  армия была истреблена в битве у озера Сиэр. Царь Наньчжан, Голофон, ожидая прихода новой китайской армии, обратился за помощью к Тибету. Новая китайская армия прибыла в Наньчжао в 754 году, где была встречена объеденными войсками тибетцев и народа бай (аолай, айпао) и  была разбита наголову. Наньчжао сохранил свою независимость.

     

    755-781 г н.э.

    Война с Китая с Тибетом.

    Тибет.

    В то время когда  в Китае бушевала гражданская война (Восстание Ань Лушаня), тибетская армия вторглась в Китай,  и в течение 7 лет  отторгла от Китая западные области Хэси и Лунью. В 763 году тибетская армия  направилась на завоевание столицы Китая. Тибетская армия обратила в бегство защищавшие столицу Чанъань войска  и вступила в город покинутый императором. Чанъань был подвергнут грабежу, пограбив, тибетцы  покинули столицу, так как оставшиеся  в тылу тибетской армии  остатки пограничных войск и ополченцы  стали истреблять тибетские отряды.  В 746 году  южные китайские войска нанесли поражение тибетской армии и заставили покинуть Китай.

    Осенью 767 года двадцатитысячная тибетская армия вторглась в Китай и осадила крепость Линчжоу на реке Хуанхэ. Но полководцу Го Цзы-и удалось нанести поражение тибетцев, и они отступили с небольшими потерями. В следующем году тибетцы вновь вторглись в Китай, и новые сражения с китайской армией, которая занимала оборонительные позиции, не пуская тибетцев вглубь Китая.

    В 773 году 60 тыс. тибетцев совершили рейд по Китаю, но китайцам опять удалось вытеснить их со своей территории. В 774 году была предпринята попытка заключить мир, но, безуспешно, и в 775 году война возобновилась.

    Пять лет китайцы и тибетцы наносили друг другу удары.

    Княжество Наньчжан сначала в этой войне поддержало Китай, но в 779 году перекинулось на сторону Тибета, но, не смотря на это, китайцам удалось разбить тибетцев. Но в Китай в 780 году возник конфликт китайцев с уйгурами и войска оттянули  к границе с Уйгурией,  инициатива в войне опять перешла на сторону Тибета.

    В этих условиях император  Китая Дэцзун предлагает тибетцам мир  и идет на большие территориальные уступки и признание равенства Тибета и Китая.

    Мир был заключен в 781 году на берегу реки Цин, и скреплен кровью жертвенных животных: собак, свиней, овец, а потом присягой в буддийском храме.

    781- 795 г н.э.

    Требование тибетцев на территориальные уступки от Китая и новая тибетско-китайская война.

    Тибет.

    Реформы императора Дэцзуну, пытавшегося навести порядок в государстве после гражданской войны,  привели к восстанию знати. Император Дэцзун в 783 году был вынужден бежать из столицы,  и обратился за помощью к тибетцам, обещая за помощь новые территориальные уступки. В 784 году правительственные и тибетские войска разбили силы мятежников, и тибетцы прокинули Китай из-за моровой язвы. Восстание было окончательно подавлено правительственными войсками только в 786 году

    Китайское злое божесво Чио в виде тигра.

    Тибетцы стали требовать палату за помощь во время  гражданской войны в Китае.

    Но император Дэцзуну считал, что они ушли раньше времени, не уничтожив окончательно силы повстанцев, и не выполнил требования тибетцев, что привело к новому конфликту между императором  Дэцзуну и тибетцами и к новым  военным стычкам между тибетцами и китайцами.

    Пограничные конфликты Китай проигрывал. В 788 году Китай заключил договор с уйгурами против Тибета и путем интриг рассорили тибетцев с их союзником княжеством Наньчжао.

    В 789 году в войну с тибетцами вступили уйгуры по договору с Китаем. 

    В 789 году тибетские  войска, вторгшиеся в Китай, были разбиты. Но война между Тибетом и Китаем продолжалась.

    В 793 году Китай заключил договор с княжеством Наньчжао. Царь княжества Имосуну выступил на стороне Китая. Совместными действиями  войск Имосуну и китайского полководца Вэй Гао было нанесено поражение на юге Китая. Тибетцы отступили на свою территорию.

    В 795 году уйгурское войско  нанесло поражение тибетцам  и остановило тибетскую военную экспансию.

    775-794 г н.э.

    Тибет.

    Буддизм становится государственной религией в Тибете.

     

    Проповедники буддизма из Индии (княжества Пала) включили  местную религию бон в буддийский религиозный пантеон. Под руководством Падма Самбхава с санскрита на тибетский язык перевели буддийские книги. Монахами из Наланды в 775 году  был организован на Тибете буддийский центр - монастырь Самьяй.  При правителе Тисрон-дэбзане (740-786) буддизм в 781 году был объявлен государственной религией Тибета.

    Услаждение слуха правителя. (Лаос. Вьентьян. Музей нац. скульптуры.  Фото Лимарева В.Н.)

    Китай, озабоченный укрепление государственной власти в Тибете, пытался оказать религиозное влияние на своего соседа. В Тибет была направлена китайская религиозная миссия с целью навязать тибетцам китайский вариант буддизма Махаяны.

    Между буддийскими монахами был объявлен религиозный диспут. После диспута народу было объявлено о победе монахов из монастыря Самьяй над буддийскими монахами из Китая.  Возмущенные этим решением китайских монахов,  местные монахи побили камнями. В ответ монахи из Китая убили местного буддийского лидера  Каламашилу. На границах Тибета и Китая военные стычки не прекращались во время диспута, после его окончания - усилились.

    798- 801  г н.э.

    Китай вторгается в Тибет.

    Тибет.

    В 798 году китайцы  предприняли наступление на Тибет и нанесли тибетской армии поражение, были взяты несколько тибетских крепостей. Но, организовавшись в 801 году, тибетцы  оттеснили китайцев со своей территории.

    Древняя буддийская ступа в джунглях Сухоттхая. Таиланд.  (фото Лимарева В.Н.)



  • главная

  •