Лимарев В.Н.
Краткая
история Камбоджи (кхмерского суперэтноса).
факты без комментария.
факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Фаза Подъем.
(Молодость)
Четвертый период: силовые действия.
Конец 9 века начало 10
века.
Строительство Ангкора.
Яшорварман 1 посвятил большую часть своей жизни созданию храмового комплекса Ангкор, который был одновременно и резиденцией короля (столицей). Яшорварман стремился построить такой храмовый комплекс, который бы соответствовал господствующей религиозной концепции и законам космогонии.
Ангкор был задуман как модель мироздания. В центре мироздания находится гора Меру – обитель богов. Меру окружена водами мирового океана, в котором плавают материки. Внутри горы скрыт фаллос Шивы (лингам) – символ его животворящей силы.
Недалеко от Пном Бакхенга (Пном—Бакенг), где проводились государственные религиозные обряды, он создал грандиозное сооружение раскинувшиеся на территории в 200 гектар (1500х1300 метров). Для этой цели отвели русло реки Сиемреап в сторону, спрямив его, и защитив стены комплекса плотиной. Был сооружено так - же водохранилище длиной 7 км, шириной 2 км (Восточный Барай) снабжавшее столицу и окрестные поля водой. Кроме храмовых построек из камня, внутри комплекса были деревянные несохранившиеся постройки, приспособленные для жизни короля и знати. Для снабжения водой королевского двора и священнослужителей на территории комплекса было вырыто 800 колодцев,
Начало 10 века.
Империя Камбуджадеша.
Правление Яшкоравамана 1 было ознаменовано подчинением Камбуджадешем обширных территорий. Востоковеды считают, что территория империи включала: Таиланд, часть Малайзии, Бирму, Лаос и распространялась на некоторые территории Тибета. Хотя говорить об истинном управлении этими территориями Королем-Богом не приходится: эти территории признавали власть сильного, возможно платили какую-то дань, но активного участия в жизни империи не принимали.
Касательно Тямпы, государства существовавшего на юге Вьетнама и попавшего в ореол китайского влияния, то с этим государством отношения не были мирными.
Древняя надпись свидетельствует о морском бое между Камбоджой и Тямпой, в котором участвовала тысяча лодок с белыми парусами. Исход битвы не ясен.
Первая половина 10 века.
Государство Палов.
Буддийское государство Палов,
существовавшее на северо-востоке Индии, распалось на несколько мелких княжеств.
В Индии этого периода трудно выделить из множества княжеств - значимое. Большинство
княжеств исповедовали индуизм.
910 – 921 г н.э.
Смерть короля Яшовармана. Король-Бог Харшаварман.
Год смерти определен приблизительно. После смерти Бог-Король Яшорвармана 1 получил посмертное имя Парамашивалок. Следующим королем стал его несовершеннолетний сын Харшаварман под опекой дяди по материнской линии Джанявармана 4.
Известно, что в его правление был построен небольшой храм Прасат Краван.
В 921 году Джаявармана 4 объявил себя правителем. Король-Бог Харшаварман оставался жить в Ангкор-Вате. Дядя сделал своей столицей Чок Гаргьяр, находящийся в ста километрах на северо-восток от Ангкора.
921-928 г н.э.
Двоевластие в империи Камбуджадеша.
После неожиданной смерти в примерно в 922 году Бога-Короля Харшавармана, жрицы объявили новым королем его брата Ишанавармана 2, который правил параллельно Джанявармана 4 до 928 года. Борьба двух группировок за абсолютную власть в Империи завершилась победой Джаявармана 4, который сообщает об этом в одной их сохранившихся записей. О судьбе Бога-Короля Ишанавармана 2 ничего не известно.
928-941 г н.э.
Правление короля Джаявармана 4.
Свое правление Джаявармана 4 продолжил в своей новой столице Чок Гаргьяр (современный Кок Кера). Организация новой столице стоила кхмерскому народу огромных физических затрат. В центре столицы была построена гигантская 35 метровая пирамида, на вершине которой был королевский знак и надпись: «Бог - есть королевство». По примеру Ангкора был построен бассейн снабжавший окрестности новой столицы водой. Все грандиозные памятники были незакончены.
После смерти король получил посмертное имя Парамашивапад.
941- 944 г н.э.
Правление короля Харшивармана 2
После смерти Джаявармана 4, Богом-Королем стал его малолетний сын, наследовавший престол под именем Харшивармана 2, юный Бог-Король вскоре умер, так и не став взрослым.
944 г н.э.
Приход к власти Раджендравармана 2
После преждевременной смерти короля Харшивармана 2, жрицы провозгласили Богом – Королем двоюродного брата умершего, который был сыном сестры Яшовармана 1 –Махендрадеви. Провозглашенный Король-Бог - был энергичным молодым человеком. Правитель сразу перевел столицу в Ангкор, оставив Чон Гаргьяр недостроиным. В Ангкоре развернулось, помимо реставрационных работ бывшего в запустении Анкор-Вата, строительство грандиозного дворца для правителя на месте существующего ныне Ангкор Тхома. Кроме этого, интенсивно строились другие храмы в Ангкоре и империи.
Середина 10 века.
Военная экспедиция кхмеров в Тямпу.
Раджендраварман 2 совершил поход против государства Тямпа (Центральный
Вьетнам). Были разграблены местные святилища. Кхмеры унесли золотую статую из
храма По Нагар, который был на месте современного Нхатранга.
967 г н.э.
Строительство храма Бантейн Срей ( Бантей
Срай).
В правление Раджендравармана 2 было возведен один из шедевров кхмерского искусства храм Бантей Срей. Храмовый комплекс имеет миниатюрные размеры, но ювелирная резьба по камню, которой покрыты храмы комплекса с изображениями легенд о Шиве, Вишну и Кришне делают его изящным каменным кружевом. Известно имя главного архитектора комплекса - брахман Камратенг Ань Врат Гуру (очень уважаемый наставник).
968 – 974 г н.э.
После смерти Раджендравармана 2, Богом-Королем объявляется
его сын Джаяварман 5.
Раджендравармана 2 получил посмертное имя Шивалока. Его малолетний сын стал Богом-Королем. Опекун малолетнего правителя стал брахман Камратенг Ань Врат Гуру. Правивший Империей до совершеннолетия короля в 974 году.
974 -1001 г н.э.
Правление короля Джаявармана 5 .
Став взрослым, король отдал бразды правления брахманам. В стане укрепляется шиваизм. В государстве по-прежнему распространен буддизм Махаяны (большой колесницы), буддисты не преследуются.
При короле развернулось грандиозное строительство комплекса посвященного богу Шиве - Та Кео, которой остался незавершенным. До настоящего времени сохранилась пятиуровневая 22 метровая ступа.
979 г н.э.
Северный Вьетнам нападает на Тямпу
В 979 г н.э. полководец Ле Хоан из Северного Вьетнама (государство Дайковьет), находившегося в зависимости от империи Сун , нападает на Тямпу (Центральный Вьетнам) и разрушает его столицу Индрапуру (недалеко от современного города Хойан). Индуистские храмы подверглись разграблению.
985 - 1015 г н.э.
Возникновение империи Чола.
В период правления короля Раджаранжа 1 тамильское княжество Чола стало доминировать в Южной Индии. К началу 12 века образовалась империя Чолы. Чолы захватывают Цейлон и делают свом вассалом.
991-1006 г н.э.
Княжества Индонезии.
На островах в Индонезии существуют три крупных индийских княжества Шриваджайя, Матарам и Маджапахит, которые находят в постоянной вражде. Интенсивные боевые действия, которые велись между княжествами Шриваджайя и Матарам в конце 10 начале 11 веков, привели к многочисленным жертвам и разрушениям. Пятнадцатилетняя война между княжествами, вероятно, была религиозная. Как и во всей Индии, столкновения были между буддистами (Шриваджайя) и шиваистами (Матарам).
главная