Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Краткая история Камбоджи (кхмерского суперэтноса).

    факты без комментария.

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Первый период: вхождение во власть.

     Герой индийского эпоса... (Музей этнографии.Санкт-Петербург.  Фото Лимарева В.Н.)

     

  • Вхождение во власть. (5 век от начала этнич. истории)
  • Государства Восточной Азии в 11 веке, первой половине 12 века.
  • 1001 -1002 г н.э.

    Камбоджа.

    Король-Бог Удаядитьяварман.

    После смерти Джаявармана 5 жрицы провозгласили Королем-Богом  племянника умершего Удаядитьявармана, который не смог удержаться у власти, и уже в следующем году правления исчез со станиц истории. Его судьба неизвестна. Империя Камбоджа распалась на отдельные княжества.

    1001 -1026 г н.э.

     Индия.

    Поход Махмуда в Индию.

     

     Брахма.(Современное панно в Камбодже. Фото Лимарева В.Н.)

    У границ Индии возникло тюркское мусульманское государство Газневид (столица Газни). Махмуд (998-1030)  в 1001 совершил поход против княжества Пенджаб.  Раджа Джайнал, выступивший с войском против мусульман, потерпел сокрушительное поражение под Пешаваром и покончил жизнь самоубийством. Пенджаб был включен в состав государства Газневид. После завоевания Пенджаба, Махмуд стал регулярно до 1026 года совершать грабительские походы в Индию.

    Многие города Индии были превращены в руины, храмы подверглись разграблению. Из Индии были вывезено много материальных ценностей. В плен уведены десятки тысяч индийцев.  Махмад положил начало завоевания Индии мусульманами, которое привело к образованию Делийского султаната.

    1002 -1010 г н.э.

    Камбоджа.

    Период политической нестабильности в Камбодже.

    Свергнувший законного наследника Удаядитьявармана авантюрист  Джаявироварман недолго был правителем Камбоджи.

    Известно, что он правил в Ангкоре с 1003 по 1006 годы. Его сверг  малазийский князь Сурьяварман, захвативший Ангкор в 1006 году.  С 1006 по 1010 период политической борьбы претендентов на престол.

    1010 г н.э.

    Камбоджа.

    Королем-Богом провозглашен Сурьяварман 1.

    Сурьяварман был сыном правителя княжеств Нагар (современный Легор на севере Малайзии), которое во время смуты  расширило свои владения, захватив монское княжество Лаво  в Таиланде (современный г. Лонбури 1300 на север от Бангкока). Сурьяварман, победив войско  кхмеров,  захватило Ангкор в 2006 году. Завоевателя четыре года не признавали законным правителям в империи Камбоджа.

    Сурьяварману приходилось расправляться то с одним, то с другим претендентом на  власть в Империи. Исход борьбы решило соглашение  правителя с жреческой элитой.

    Жрицам культа девараджа пришлось пойти на серьезный компромисс, так как Сурьяварман  1 был буддист и менять веру не собирался.

     Рождение Будды. Королевский дворец в Пном-Пене. Камбоджа.  (фото Лимарева В.Н.)

    Согласно этого компромисса, священнослужители  культа девараджа по прежнему оставались верховными жрецами империи

    Жрицы, определили, что по материнской линии Сурьяварман имеет родственные связи с царской фамилией.

    Сомнительных данных о родословной, предоставленных услужливыми жрецами, было явно недостаточно, чтобы удержаться у власти, и тогда  Сурьяварман 1 женился на вдове  Джаявармана 5 – Виралакшми, которая в это время была уже не молода. Сурьевармана 1 провозгласили в 2010 году Королем-Богом.

    Согласно надписи  свидетельствующей об окончании смутного времени: «Сурьяварман взял королевство у короля, среди толпы других королей».

     

    1010- 1050 г н.э.

    Камбоджа.

     

    Правление  Сурьявармана 1.

     На развалинах древнего индуиского храма на Севере Таиланда.  г. Сукхотай.  Фото Лимарева В.Н.

    Власть нового короля распространялась на  собственно Камбоджу, а так же, доставшуюся ему в наследство от отца, северную часть Малайзии,  южный и  центральный Таиланд. Отпавшие от империи территории на севере и северо-западе Камбоджи вновь пришлось завоевывать.

    Первые походы правителя  были за присоединение севера Таиланда  в бассейне реки Менам, но ему не удалось так закрепиться с первой попытки, так как в этом районе им оказало сильное противодействие княжество Пегу (Юг Бирмы) вошедшее в союз с монами.

    Но, в результате регулярной завоевательной политики, весь бассейн рек Менам и Меконг на непродолжительное время оказался включен в империю Камбоджараджа, но княжество Пегу  (Бага)  (Бага - город на юге Мьянмы) отстояло свою независимость.

    После умиротворения  северных и северо-восточных территорий  и заключения мира с Тямпой (Южный Вьетнам),  правитель приступил к усовершенствованию управления государством. Была сохранена прежняя структура управления государством, существующая иерархия. Чиновники были приведены к присяге правителю с соблюдением определенного ритуала. Текст присяги был высечен на воротах столицы и касался «четырех тысяч королей, принцев и сановников», которые были призваны к управлению империей. Согласно текста присяги: «Если мы не будем в точности соблюдать эту клятву, да будем мы тогда возрождаться в тридцать втором аду до тех пор, пока существует Луна и Солнце».

    В Ангкоре и по всей империи развернулось храмовое строительство. Властитель привел в порядок существующие храмовые комплексы, достроил незаконченные или перестроил по новому плану. Большинство из этих храмов были шиваитскими, но король-буддист твердо придерживался рекомендациям  шиваиситов, как жрецов государственной религии. Буддийские религиозные центры так же процветали в районах, где большинство населения были буддистами (например, в  Лаво).

    1025 -1049 н.э.

    Война Шривиджайеи с Чолой.

    Индонезия.

     

     

    Древняя скульптура индийской женщины. Музей этнографии. г Санкт -Петербург. (фото Лимарева В.Н.)

     

    Индусское княжество Чоло при короле  Раджендре1 (1015-1044)  нападает на буддисткое княжество Шривиджайеи и отторгает от княжество часть её территории, но через некоторое время королю Аирлангг  удается освободить земли о завоевателей.  После смерти Аирлангга империя Шривиджайеи распадается на два княжества Джанггала и Кедири.

     

    1044-1077 н.э.

     Мьянма (Бирма)

    При короле Анируда  княжество Баган (Паган) становится империей.

    В 1044 году в княжестве Баган (среднее течение реки Иравади в Мьянме) пришел к власти активный правитель Анируда.

     Музей древних буддийских реликвий. (Мьянма (Бирма) г. Баган. (фото Лимарева Сергея)

    Он укрепляет княжество и значительно расширяет его. Он завоевывает значительные территории в Бирме и покоряет зависимых от Камбоджи  монов и шанов (север Таиланда  и Лаоса). Верховья рек Меконг и Менам отторгаются от империи Камбоджараджа. Княжество Пегу уступает Багану часть своей территории и признает лидерство Багана в регионе. С образованием империи Баган, буддисты - моны, исповедовавшие буддизм тхеравады (разновидность буддизма хираяна) и имеющие широкие связи с буддистским Цейлоном, предложили правителю Анируда сделать буддизм тхеравада государственной религией. Правитель Анируда приказывает собрать религиозные буддистские тексты, священные реликвии, приглашает в столицу буддистов-монов и организует строительство буддийских храмов. Для снабжения империи продовольствием, король в районе озера Инле и других подвластных землях создает оросительные системы, которые позволят увеличить производство риса и других продуктов питания.

     Рисовые поля в Мьянме (Бирме) (Район озера Инле. Фото Лимарева Олега)

    1050 г н.э.

    Камбоджа.

    Смерть Бога – Короля Сурьевармана 1.

    Посмертное имя Сурьявармана 1 – Нирванапад.  Королем-Богом был провозглашен  его молодой сын Улаядитьварман 2, который начал править под опекой жреца Джаендрапандина.

    1051 г н.э.

    Камбоджа.

    Восстание  Аравиндахрада.

    На юге Камбоджи вспыхнуло восстание против центральных властей, возглавленное авторитетным воином  Аравиндахрада и поддержанное государством Тямпа. Правительственные войска, под руководством Санграмы, разбили ополчение восставших. Аравиндахрад бежал в Тямпу.

    1051 - 1065 г н.э.

    Камбоджа.

    В Камбодже расцветают искусства.

     

     Танцовщица. Королевский дворец в Пном-Пене. Камбоджа.( Фото Лимарева В.Н.)

    Улаядитьварман 2, воспитанный жречеством, был образованным человеком, любителем искусства. Надписи рассказывают об этом короле, как человеке наделенный всякими знаниями: научными, грамматики, права.., а так же искусств и ремесел…

    Но, возможно, это были стандартные хвалебные песни в адрес правителя, который был марионеткой в руках жрецов.

    Фактическим правителем страны   жрецом Джаендрапандина было развернуто грандиозное строительство в районе Ангкор-Тхом, где был постен величественный храм Бапхуон.

    Для улучшения снабжения водой окрестностей столицы был вырыт громадный бассейн длиной  8 и шириной 2, 2 км -  Западный Барай,  чтобы дополнить высыхавший в сухой сезон  Восточный Баран. Правитель приказал выстроить в центре бассейна на острове  храм Западный Мебон. Рядом с храмом была установлена гигантская бронзовая скульптура спящего Вишну, из пупка которого непрерывно текла вода.

     

     

    1065-1066г н.э.

    Камбоджа.

    Восстание Камвау и других полководцев.

     

     Кхмерские воины. Галерея Ангкор-Вата.  Камбоджа.  Фото Лимарева Олега

    На северо-западе империи поднял восстание авторитетный воин Камвау, которому король, будучи  не любителем военных приключений, доверил управлением войском. Камвау двинул свои войска на столицу. Защищать столицу вышли войска Санграма. Мятежники потерпели поражение, вождь мятежников был убит. Санграм ранен.

    Выступление Камвау спровоцировало новые выступления военачальников против власти.  Санграму пришлось усмирять ещё трех мятежных военачальников.

    Санграму, параллельно с подавлением выступлений мятежников, пришлось направит войска на границу с Тямпой, которая, воспользовавшись гражданской войной в империи, напала на Камбоджу.

    1066 г н.э.

    Камбоджа.

    Смерть Короля-Бога Улаядитьвармана 2.

    Во время смуты  умирает Улаядитьварман 2. Его место занимает его брат Харашаварман 3. Как жрецы, в смутное время, произвели замену одного правителя на другого, навсегда останется тайной для историков. Известно только, что Харашаварман был шиваистом, что, естественно,  устраивало жречество.

    1066 -1074 г н.э.

    Камбоджа.

    Война с Тямпой.

     

     Божества в китайском храме.(Майлазия. Пенанг. Фото Лимарева В.Н.)

    Изнурительная война с Тямпой  длилась эти годы с переменным успехом.  В Тямпе к власти пришла активная прокитайская династия, которая смогла отстоять свою независимость от  вьетов (Северного Вьетнама)   и стремилась развить успехи в борьбе за гегемонию с Камбоджой. Война закончилась успешно для Тямпы и поддерживающих их китайцев. Тямпа попала в вассальную зависимость от империи Сун. В 1074 году войска кхмеров были разбиты, взят в плен кхмерский  полководец принц Шри Нандавармадеву.

    Часть территории Камбоджи, в нижнем течении Меконга,  были захвачены завоевателями. Храмы были разграблены и разрушены, кхмеры - служители храмов были увезены в Тямпу в качестве рабов. То, что шиваитские храмы были разрушены, говорит о том, что война между Тямпой и Камбоджой имела так же  религиозную подоплеку. Это была  война между шиваистами и сторонниками китайского буддизма. После этого было подписано мирное соглашение.

    Камбоджа попала в вассальную зависимость от Тямпы. Часть жрецов бежало на север страны за горы Дангрнэк на территорию нынешнего Восточного Таиланда и Южного Лаоса. Провинция Махидхарапуры (местоположение г. Махидхарапуры не известно) объявило о своей независимости.

    1076 г н.э.

     Южный Вьетнам.

     

    Война Китая  (империи Сун) и союзников  против вьетов.

     Фантастическое существо. Китайско-вьетнамский буддийский храм.(Вьетнам. Хошимин. Фото Лимарева Олега)

     

    В 1076 году китайцами был организован поход против ставшего независимым от Китая Северного Вьетнама (Да-Вьета). В походе участвовали вассальные государства Тямпа и Камбоджа, двинувшие войска с юга на Да-Вьет. С севера на вьетов двинулись китайские войска. Но вьетам удалось отстоять свою независимость; китайцы потерпели поражение.  Союзникам китайцев удалось захватить город Нгеан (современный  Винь)  и после разграбления его пришлось уйти с давьетской территории. Войска кхмеров вернулись в Камбоджу.

    Конец 11 века

     Индия.

    Империя Чолы покоряет весь юг Индии.

     

    Чолы совершают успешные военные операции в Индии. В империю, как вассалы входит почти вся княжества Южной Индии. Стабильной империи не существует, завоеванные княжества лишь формально подчинялись центру и при ослаблении Чолы в начале 12 века стали независимыми.

     Будда в нише вьетнамской пагоды.(Вьетнам.   (фото Лимарева Сергея)



  • главная

  •