Лимарев В.Н.
Краткая
история Камбоджи (кхмерского суперэтноса).
факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Акматическая
фаза. (Зрелость).
Второй период – «переломный».
12 век.
Королевство Кедири.
Буддийское королевство Кедири распространяет свою власть на многие районы Индонезии. Королевству принадлежат острова Ява, Бали, Ломбок и Южный Калимантан.
1101 -1107 г н.э.
Правления короля Джаявармана 6.
В независимом княжестве Махидхарапуте (на севере Камбоджи, за горами
Дангрэк) к власти пришел Джаяварман 6. В это все время в Ангкоре правил марионетка Тямпы - король Харшаварман 3.
«Верховный жрец культа девараджа» переехавший на север из
Ангкора провозгласил Джаяварман 6 Королем-Богом.
Свою власть Король-Бог распространял
на ограниченную часть северных
территорий распавшейся империи Камбуджадеш.
1107 -1113 г н.э.
Правления короля Дхараниндравармана 1.
Джаявармана 6 умер неожиданно не оставив потомства и перед жрецами стал вопрос выбора нового правителя. Не смотря на то, что в правители готовили младшего брата усопшего, было принято решение пригласить на царствование старшего брата Дхараниндравармана 1, который не интересовался политикой и не стремился к верховной власти. Новый правитель добросовестно выполнял требования «верховного жреца культа девараджа» и поддерживал стабильность в княжестве. В Ангкоре марионетку Харшаварман 3 сменил другая марионетка, имя которой не сохранила история.
1113- 1120 г н.э.
Приход к власти Суриявармана 2.
Жречество не устраивал Дхараниндраварман 1, который не стремился к активным действиям по укреплению княжества. «Верховный жрец девараджа», подготовил ему замену - тщеславного молодого человека. Это был внучатый племенник Короля-Бога Дхараниндравармана 1 – Сурьяварман 2. При поддержке жречества ему удалось собрать войско и выступить против короля Дхараниндравармана 1. Во время битвы Сурьяварман 2 прыгнул на голову слона, на котором сидел правящий король и убил его.
После этого, войско, возглавляемое Сурьяварманом, выступило против Ангкора и захватило его, марионеточный король был низвергнут. В 1113 году одновременно в Тямпе и Багане (Пагане) умерли правители, вероятно, их смерть была организована «Верховным жрецом культа девараджа».
В Ангкоре жрецы организовали грандиозное торжество по поводу провозглашения Сурьявармана 2 Королем – Богом. Праздник сопровождалось раздачей подарков чиновникам, принцам, вассалам. Без особого сопротивления княжества в Лаосе, а так же на Юге и Востоке Таиланда признали свою зависимость от Ангкора.
Тямпа так же подчинилась Сурьяварману 2.
Надпись о подвигах Сурьявармана 2 гласит: «Королей других стран, которых он подчинил – заставил платить себе дань».
В Китай (империя Сун) было направлено посольство с заверениями, что Камбоджа останется союзником Китая. Первое посольство в Китай прибыло в 1116 году, второе в 1120.
1128- 1138 г н.э.
Война Сурьявармана 2 за установление господства
над Вьетнамом.
В 1128 году Сурьевармана 2 организовал поход против Давьета. В походе участвовало двадцать тысяч воинов из Тямпы и Камбоджи, при лидирующем положении Камбоджи. Захватчикам удалось завоевать часть территории в провинции Винь, но в решающем сражении вьетнамцы разбили войска Сурьявармана.
В следующем году Сурьяварман организовал вторую экспедицию против вьетов. В это раз его поход был организован с моря. Флотилия из семисот кораблей высадила войска северней города Винь, в районе современного города Тханьхола и, разграбив этот район, вернулась в Тямпу.
Новую крупную военную экспедицию против Давьета Сурьеварман совершил в 1138 году. Эта военная экспедиция закончилась неудачей.
1128- 1148 г н.э.
Сурияварман 2 стоит храм Ангкор Ват.
Сурьяварман 2 горячий приверженец вишнуизма приступил к строительству грандиозного ансамбля в Ангкоре. Как предполагают археологи, храм должен был служить усыпальницей короля. Строящийся ансамбль был опоясан рвом 1300 на 1500 метров. По объему выполненных работ и примененных материалов храмовый комплекс превосходит известную пирамиду Хеопса в Египте.
Ангкор-Ват воплощает индуистскую космогоническую модель
Вселенной. Представляет собой трехуровневую конструкцию с множеством лестниц и
переходов. Центральная башня возвышается над третьим уровнем на 31 метр, при
общей высоте сооружения в 55 метров. Вдоль каждого уровня проходят галереи
украшенные барельефами со сценами из жизни кхмеров и индуисткой мифологии.
Много внимания уделено подвигам Кришны, который считается воплощением бога
Вишну.
Южная галерея ансамбля посвящена жизни и деятельности короля Сурьявармана 2.
1145- 1148 г н.э.
Война Сурьявармана 2 против Тямпы.
В 1145 году Сурьяварман 2 оккупирует Тямпу. Его войска захватывают столицу Тямпы Виджайю (современный Биньдинь). Король Индраварман 3 низвергнут, на трон посажена марионетка Харидеву. Юг Тямпы, где было меньше войск Сурьявармана, избирает в 1147 году нового короля Джая Хариварман1, который формирует войско для борьбы с кхмерами. В 1148 году Хариварман 1 развивает войско кхмеров в Тямпе, руководимые Шанкарой. Сурьяварман направляет новые войска в Тямпу, но они тоже терпят поражение.
Развивая успех,
Хариварман 1 освобождает север страны от кхмеров. Все кхмеры и придворные, а
так же члены королевской семьи марионеточного
правителя были убиты. Тямпа становится независимым государством.
1150 г н.э.
Поход кхмеров в Северный Вьетнам.
Изгнанные из Тямпы войска кхмеров нападают на Давьет, перейдя из Лаоса Вьетнамский хребет. Но, во время перехода через горы, среди войск вспыхнула эпидемия малярии. Плохая подготовка похода, болезни и трудности перехода сделали армию небоеспособной, поэтому, так и не вступив в сражение с войсками вьетов, кхмеры повернули обратно.
1150 г н.э.
Неудачная попытка усмирения монов.
Северная часть вассального монского королевства Лаво (Лонбури) объявила о создании независимого государства Адитьяраджа. Войска Сурьявармана выступили для усмирения монов. Но многочисленные попытки взять северную столицу монов Лампуна завершились провалом и войска отошли к Ломбури.
1148 – 1155 г н.э.
Смерть Короля-Бога Сурьявармана 2.
После поражения на севере Тямпы сведений о деятельности Сурьявармане
2 нет.
Как и нет сведений о его смерти. Установлено только то, что
он не был у власти после 1155 года.
Около 1155 года было направлено посольство кхмеров в Китай, цель которого была восстановить прерванные событиями в Тямпе дипломатические отношения, посольство действовало от имени Сурьявармана 2.
Я же могу только высказать гипотезу о том, что смерть
Сурьявармана 2 во время войны с тямцами тщательно скрыли, и жрецы ещё 7 лет
действовали от имени якобы живого правителя.
Посмертно Сурьявармана 2 было присвоено имя Парамавишнулока.
Предполагается, что его прах захоронен в Ангкор Вате.
1155- 1170 г н.э.
Период нестабильности в Камбодже.
В результате политической борьбы трон в Камбодже перешел к королю-буддисту Джараниндраварману 2, который был двоюродным братом короля Сурьявармана 2. Это был уже немолодой больной человек. На границе с Тямпой были постоянные стычки, и король назначил командующим камбоджийскими войсками своего сына Джаявармана, которому удается, некоторое время, сдерживать тямцев. В то время, когда шли бои с тямцами, король умер. Жрицы объявили новым правителем молодого принца Яшоровармана 2.
Но не всех устраивало это назначение. Сразу же после объявления королем Яшоровармана 2 была предпринята попытка его физического устранения. Вооруженный отряд, возглавляемый Брахта Рухом (в мифологии демоном Раху) пытался завладеть королевским дворцом, охрана короля бежала. Джаяварман (или его сын) и его два товарища, защищая короля, вступили в бой с нападавшими. Джаяварман убил главаря нападавших, Яшоровармана 2 остался на троне.
В 1165 году новый заговор против короля возглавил некий «мандарин». Заговорщики убили короля, мандарин становится королем Камбоджи под именем Трибхуванадитьявармана.
В 1166 в Тямпе
государственный переворот привел к власти Джаяиндраварман 4, который был
талантливым дипломатом и полководцем. Он заключил мир с Де Вьетом и, подготовив войска, в 1170 году напал на Камбоджу. Но кхмерам удалось отстоять свою независимость.
1160- 1180 г н.э.
Борьба между монами и бирманцами.
После смерти короля в Анируда в 1077 году в Багане продолжала править династия Паган (Баган). В Багане развернулась борьба между монами и бирманцами. Монские монахи, которых пригласил король Анируда для становления буддизма в государстве, оставались в центральных и северных районах Бирмы иноплеменниками. Против их религиозного диктата началось выступление бирманцев, что ослабило их влияние на севере Багана. В империи Баган монским оставался юг государства, а бирманским центр и север империи Баган. Моны, в попытке удержать власть в центральной и северной части Бирмы, содействовали вторжению в Бирму в 1165 г войск из Шри-Ланки. Бирманские войска были разбиты.
Но бирманскому царю Нарату удалось, отойдя на север, реорганизовать армию, а затем, начав переговоры ланкийцами, заключить мирное соглашение.
Религиозное руководство монов бежало на остров Цейлон (Шри-Ланка). После этого начались прямые религиозные контакты между буддистами бирманцами и ланкийцами, что способствовало возврату в Баган монской религиозной элиты в 1173 году, но влияние на религиозную жизнь Багана монского монашества было ослаблено. Моны потеряли привилегию: быть религиозными лидерами.
1177- 1211 г н.э.
Модернизация буддизма в Багане.
Тесные контакты Багана с
Ланкой привели к ревизии буддизма
тхеравады (разновидность буддизма хинаяна). Бирманский монах Ананда и кхмерский
принц Тамалинда создали буддийский монастырь «Нового ордена» и сформировали
основные положения тхеравады, изменив некоторые положения монского буддизма
«Старого ордена». Моны стали терять влияние на жизнь в Багане. Правящий король
Нарапатиситу активно поддерживал «Новый орден», провозгласил эту концепцию
буддизма государственной религией.
1177-1181 г н.э.
Разграбление Камбоджи Тямпой.
Тямпа тщательно подготовились к следующему нападению на
Камбоджу. Армия, в состав которой входили так же китайские военные специалисты, была посажена на корабли.
Флот Тямпы по Меконгу и далее по
реке Тонлесап смог войти в озеро
Топлесап, высадиться у Ангкора, и захватить столицу кхмеров. Король Трибхуванадитьяварман
был убит в сражении, город разграблен, храмы осквернены. Камбоджа на четыре
года была ввергнута в состояние анархии. Полководец Джаяварман организовал
борьбу с захватчиками. В течение четырех лет длилась борьба. Захватчики не
пытались организовать систему управление в Камбоджи, они грабили страну и
вывозили награбленное в Тямпу. В 1181 году Ангкор был освобожден. Тямпский принц
Видьянандан, перешедший на сторону Джаявармана, стал его соратником в борьбе за освобождение
Камбоджи.
1177-1181 г н.э.
Джаяварман становится Королем-Богом.
Сразу после освобождения Ангкора был проведен обряд девараджа
над Джаяварманом. Кхмерам было объявлено, что новым Король-Бог стал Джаяварман 7. Став королем, Джаяварман дал клятву: освободить полностью страну от
тямских захватчиков и отомстить им за содеянное.
1182г н.э.
Подчинение мятежных районов.
Военачальником, возглавившим операции против мятежных районов не желавших признать власть Джаявармана, был назначен Видьянандан. Усмирение отпавших от Камбоджи во время смуты территорий прошла успешно, и Король-Бог Джаяварман 7 наградил Видьянандана титулом Ювараджа и соответствующими титулу почестями.
1190г н.э.
Мирный договор с Девьетом.
Джаяварман 7 подписал с правителем Вьетнама Ли Као-тонем
мирный договор.
1190- 1191г н.э.
Завоевание
камбоджийцами Тямпы.
Правитель Тямпы -
Джай Индраварман 4, узнав о подготовки камбоджийцами войск для нападения на Тямпу, напал первый,
но протерпел сокрушительное поражение. Камбоджийцами была захвачена столица Тямпы –
Виджай и пленен король. На трон в Тямпе Джаяварман 7 посадил своего
родственника - Ина. Южная часть Тямпы он отдал своему военноначальнику тямского происхождения
Вильянандану. Тот, в районе современного города Пхангранг, образовал собственное
королевство.
1192-1193г н.э.
Виньянандан
становится королем Тямпы.
Тямская знать, сразу после ухода камбоджийских войск, подняла мятеж против камбоджийского ставленника Ина. Ина изгнали из Тямпы. На трон возвели тямского принца Рашупати, который стал править под именем Джая Индраварман 5.
Против Джая Индравармана 5 выступил Видьянандан. Войска Видьянандана захватили Виджай. Король Джая Индраварман 5 был убит. Видьянандан объявил себя королем всей Тямпы под именем Сурьявармадева. Это было расценено Джаяварманом 7 как предательство.
Джаяварман 7 выпустил из плена Джая Индравармана 4 и стал
способствовать тому, чтобы тот вернул себе трон в Тямпе. Но попытка вернуть
себе власть королем Джая Индравармана 4 была безуспешной. Он был убит.
Вильянарндан утвердился правителем Тямпы.
главная