• Религии мира.
  •  

    Лимарев В.Н.

    Сакральные места в шиваизме.

     

    Храм бога Муругана. Сакральное место в грубине пещеры. Малайзия. Куала Лумпур. Фото Лимарева В.Н.

     

    Нам юге Индии в конце 1 тыс. до н.э. жили дравиды, имевшие культуры восходящую своими корнями к культуре Хараппской цивилизации. Там жили протамилы или дравиды, поклонявшиеся древним богам  Муругану и его матери Коттравей.

    Где-то в начале 1 тыс. до н.э. эры  был принят тамилами культ Шивы, который по легенде  был мужем Коттравей.

    Дравиды имели свои святилища, которые были особыми сакральными зонами, центрами мира связанные с его сотворением. Совершение обрядов в таких местах обещало дравидам приближение к благодати, здесь можно легко и быстро обрести желанное, от выполнения сугубо практических нужд до достижения конечного освобождения.

    Святое место отделяется от окружения повышенной концентрацией святости.

    Отделение от окружающего мира подчеркивалось отделением оградой, которой обносился каждый храм или святилище. За оградой был для дравидов участок космоса, наделенный особой магической силой. Кольцевые ограды, окружающие главное святилища  имею функцию отделить центр мироздания от обыденного мира.

      Эти сакральные места в представлении индусов, корни культуры которых восходят культуре дравидов, не могут подвергнуться разрушению даже во время мировой катастрофы.

    Связано священное место с представлением о центре мира, в котором сосредоточен максимум интенсивности сакральной силы, ассоциируется с жертвоприношением, которое совершается в храме, и служит главным средством для связи  мира людей и мира богов.

    Максимум космической силы сосредоточено в центре храма, в потайном его святилище, по мере удаления от которого сакральность уменьшается до полного исчезновения за оградой.

    Паломничество у индусов восходит к древним дравидским традициям, которые связывают связи божества с  местом поклонения ему.

    Паломники, посещающие святые места, подойдя к ограде, окружающей храм снимают обувь и начинают постепенно двигаться к центру мира. Они совершают внешний обход святыни – по солнцу и приносят жертвоприношения малым святым, находящимся здесь. После этого начинается восхождение к главной святыне, в конце паломники попадают в святые-святых в сокровенный центр святилища, где в таинственном полумраке появляется изображение божества.  Здесь пилигрим может приблизиться  к сакральной силе, воплощенной в божестве: он уповает на помощь, которую надеется получить в обмен на жертву, принесенную им.

    Места паломничества связаны с шиваизме с определенными легендами.

    Так есть много мест паломничества к храмам стоящим на месте, где находится частица божественной Сати, супруги Шивы, погибшей из-за любви к Шиве.

    Обезумевший Шива взвалил на себя тело мертвой Сати и стал  танцевать. Боги пришли в ужас. Чтобы прервать этот безумный танец, Вишну вырвал тело Сати из рук Шивы и рассек его на 50 мелких частей, и сказал Шиве, что Сати вновь родится на Земле, разбросал кусочки по всей земле. Каждое место, куда попрало часть тела Сати, превратилась в место паломничества, в тиртху. Достигнув тирху, паломники совершают омовение, делают поминальные преподношения предкам, дары брахманам.

    Паломников  можно встретить на дорогах Индии в любое время года: они идут пешком, едут в повозках и на поездах, отправляются к святым местам  в одиночку, семьей, группами, преодолевая пари этом огромные расстояния, чтобы попасть к нужному им святому.

  • главная